Китай создает авиационную технику пятого поколения, часто копируя лучшие российские образцы

03.12.2018  |  10:39
9
Китай создает авиационную технику пятого поколения, часто копируя лучшие российские образцы

В ходе Airshow China 2018 был продемонстрирован новейший многоцелевой истребитель J-20, относящийся к пятому поколению (по китайской классификации — к четвертому). Однако это далеко не первое его появление в Чжухае, но на этот раз ожидали, что он будет летать уже с новым, улучшенным двигателем собственного производства WS-15 (с управляемым вектором тяги). Но ожидания не оправдались — дебют не состоялся. Газета South China Morning Post написала, что три самолета J-20 совершили демонстрационные полеты на авиашоу в комплектации с двигателями российского производства типа АЛ-31Ф.

Китайские "невидимки"-копии

Помимо J-20 на выставке была представлена другая авиатехника пятого поколения — легкий истребитель FC-31 (чаще обозначаемый J-31) и беспилотник CH-7, также созданный с применением технологий радиолокационной малозаметности ("стелс"). Этот аппарат, который называют аналогом американского RQ-170 Sentinel, выполнен по схеме "летающее крыло" и имеет внутренние отсеки для вооружения (может нести до 2 т бомб и ракет). Имея один двигатель, CH-7 способен развивать скорость до 920 км/ч, подниматься на высоту 13 км и действовать в оперативном радиусе 2 тыс. км.

"Это единственный беспилотник с применением технологии "стелс", который можно будет купить на рынке, — пишет газета China Daily. — Он обладает даже большей способностью нести вооружения, чем некоторые пилотируемые истребители". По словам главного конструктора Ши Вэня, первый полет CH-7 совершит в 2019 году, "и если все пойдет хорошо, в серийное производство аппарат будет запущен в 2022 году". По данным разработчиков, он будет применяться для ведения стратегической разведки, мониторинга электронной активности и уничтожения целей. Также сможет отслеживать истребители-"стелс", такие как американский F-22 Raptor, и самолеты дальнего обнаружения и управления, направляя пилотируемые боевые самолеты для поражения целей.

"В настоящее время Китай является одним из лидирующих игроков на рынке беспилотных летательных аппаратов (БЛА), примером чего может служить международный успех Wing Loong", — сообщил ТАСС представитель оргкомитета выставки. Этот аппарат уже стоит на вооружении Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и сыскал значительный экспортный успех, будучи поставленным в целый ряд стран, включая Египет, Казахстан, Нигерию, ОАЭ, Пакистан, Саудовскую Аравию и Узбекистан. При этом Wing Loong I уже применялся в боевых действиях, а по своим характеристикам сравним с известным американским ударным беспилотником MQ-1 Predator. Как отмечают эксперты, в последние годы Китай стремительно наращивает производство своих БЛА, которые значительно дешевле западных образцов и могут иметь хорошие перспективы на международном рынке.

БЛА Wing Loong AP Photo/Ng Han Guan
БЛА Wing Loong
© AP Photo/Ng Han Guan

Что касается нового истребителя пятого поколения J-31, также продемонстрированного на Airshow China 2018, то его длина составляет 17,3 м, высота — 4,8 м, а размах крыла — 11,5 м. "Истребитель развивает скорость до 1400 км/ч, при этом его потолок достигает 16 км", — сообщил источник на выставке. Данный летательный аппарат предназначен для поставок на экспорт. "J-31 — это относительно недорогая альтернатива более тяжелым машинам пятого поколения. Корпорация AVIC (Aviation Industry Corporation of China) полагает, что он будет востребован на международном рынке вооружений", — добавил представитель авиационной компании.

В 2017 году СМИ сообщили, что стоимость предлагающегося на экспорт перспективного J-31 составит около $70 млн. Как отмечало издание China Daily, это приблизительно половина стоимости самолета американской компании Lockheed Martin F-35, который является единственным истребителем пятого поколения, доступным на рынке. США поставляют его только своим союзникам.

Премьерный показ J-31 прошел в Чжухае еще в 2014-м, но остался практически незамеченным. Главная новинка, по мнению экспертов, оказалась не полностью плодом китайской технической мысли, а лишь удачной манипуляцией чужими идеями, часть из которых, как отмечалось, была добыта незаконным путем. Также и с истребителем-"стелс" J-20, который поступил на вооружение в марте 2017 года и стал самым совершенным боевым самолетом, произведенным в Азии.

Многоцелевой истребитель FC-31 Информационно-аналитический отдел ТАСС
Многоцелевой истребитель FC-31
© Информационно-аналитический отдел ТАСС

Авиационные эксперты утверждают, что J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета — демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Базой всех авиационно-космических технологий является советско-российская технология — наша мысль, наша фундаментально-прикладная наука. И поэтому своего там ничего нет, ну, возможно, элементная база какая-то…
Магомед Толбоев Почетный президент международного авиасалона МАКС, заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России

По его мнению, эти технологии попадали в Китай разными путями: в 1990-е годы по соглашению с правительством и соглашению с предприятием "один на один". "Это были открытые передачи, дружественные. Считалось, что для нас эти технологии устаревали. Сначала они покупали у нас партию с условием, что после покупки 20–30 самолетов мы передаем их производство в Китай, — отмечает Толбоев. — Что, они преуспели? Они отстают. Да, у них количество будет больше, а по качеству отстают. Потому что мы свои передовые технологии не отдаем".

"Необходимо отдать должное китайским партнерам, что они идут некоторым "своим курсом", хотя это достаточно эффектно у них получается — смело берут все новое в техническом облике передовых стран мира, добывают технологические и инженерные решения, а на этом основании формируют свою конструкцию и дорабатывают, доводят ее до летного экземпляра", — заявил ТАСС Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ.

Это позволяет им семимильными шагами догонять впереди идущих, возможно, некоторые воспринимают это как "схоластическое копирование", но при этом они нарабатывают опыт по конструированию, по выработке технологий, организуют и доводят до совершенства свою отраслевую промышленность, а это уже многое и значимо.

Такого мнения придерживается и военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. "В Китае умеют копировать лучшие образцы боевой техники, спору нет. Умеют. Но надо помнить, что копия всегда чуточку хуже оригинала", — подчеркивает он. "Сравнение китайского J-20 с отечественным МиГ 1.44 естественно. Внешний вид двух самолетов очень похож. Что касается внутренней компоновки, то тут возникают вопросы. Насколько точно скопированы приборы и оборудование?" — задается вопросом эксперт.

В свою очередь, генерал Попов напоминает, что "во многом наши специалисты им помогают, когда работают в кооперации, когда они производят нашу авиатехнику и вооружение по лицензии на своих предприятиях".

На данный момент их самолет пятого поколения, скорее всего, правильнее отнести к категории самолетов поколения "4++", но и это уже значительный успех для китайского авиапрома, надо признать! Да, большое сходство с нашим самолетом-демонстратором МиГ 1.44 еще раз подтверждает: наше участие в "кооперации" приносит успехи, совместные инвестиционные и партнерские отношения нам тоже не помешают
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Попов предполагает, что у наших конструкторов и технологов уже есть в планах более новые перспективные разработки, а существующие проекты не стоит "вычеркивать" из дальнейших проработок. "Вот вам и пример их грамотного использования", — заключает он.

Проблема в двигателе?

Специалисты полагают, что полноценно говорить о китайском самолете пятого поколения пока рано, ведь имеется еще одна нерешенная проблема — завершение создания собственных авиационных двигателей. Конечно, большая часть тактико-технических характеристик J-20 до сих пор держится в секрете, однако известно, что на нем установлены российские двигатели АЛ-31ФМ2. Пекин в целом добился значительного прорыва в разработке авиадвигателей с управляемым вектором тяги, но пока не готов комплектовать ими свои новейшие истребители J-20.

"Двигатель WS-15 по-прежнему весьма нестабилен в работе, и инженеры пока не смогли выявить причину проблемы, хотя сила тяги у него вполне достаточная", — отметил один из военных экспертов.

Безусловно, еще далеко не все у них получается, например, современные турбореактивные двигатели — такими, которые уже работают в США, России. Но главное — у них есть стремление, которое выражается в серьезной господдержке (просматривается политическая воля), есть достаточно хорошо подготовленные кадры, индустриальные ресурсы, а остальное придет с опытом…
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
Многоцелевые истребители J-20 EPA-EFE/ALEKSANDAR PLAVEVSKI
Многоцелевые истребители J-20
© EPA-EFE/ALEKSANDAR PLAVEVSKI

Разработка турбореактивных двигателей этого типа велась на протяжении нескольких лет, но они были далеки от совершенства. Среди главных недостатков была проблема, связанная с перегревом лопаток турбин на высоких скоростях. В сентябре гонконгское издание South China Morning Post сообщало, что эти изъяны WS-15 в целом удалось устранить и благодаря этому Китай в конце года сможет наладить серийный выпуск истребителей J-20. "В настоящее время Китай располагает примерно 12 единицами J-20, что далеко не соответствует существующим потребностям", — заявил газете один из источников.

По мнению экспертов, отсутствие на авиасалоне в этом году этой новинки означает, что планы пришлось перенести. Не исключено, что Китаю в данной ситуации придется обращаться за помощью к России. В то же время ВВС Китая успешно показали в Чжухае другой двигатель с управляемым вектором тяги — WS-10B. Оснащенный им истребитель четвертого поколения J-10B успешно продемонстрировал в небе такие сложные фигуры пилотажа, как кобра Пугачева и маневр Хербста.

Истребитель J-10B Марина Лысцева/ТАСС
Истребитель J-10B
© Марина Лысцева/ТАСС

По оценкам базирующегося в Пекине аналитика Чжоу Чэньмина, ВВС НОАК нуждаются "по меньшей мере в 200 единицах" истребителей этого типа. Он пояснил, что к 2025 году США могут довести число своих новейших боевых самолетов F-35 в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 200–300 единиц, и Китай должен отреагировать соответствующим образом.

По сообщениям СМИ, в городе Чэнду (провинция Сычуань, Юго-Западный Китай) уже построена четвертая сборочная линия по производству этих истребителей. В случае запуска производства на полную мощность страна сможет производить до 40 самолетов в год.

Перегнать конкурентов

Как заявил китайскому изданию Huanqiu shibao на Airshow China 2018 главный конструктор J-20 Ян Вэйдуй, истребитель по своим характеристикам не уступает американским истребителям F-22 и F-35, а также российскому Су-57. "На авиасалоне J-20 выполнял полеты на малых высотах, а также фигуры пилотажа высокой сложности, его летные характеристики понятны с первого взгляда. Кроме того, есть еще и его боевые возможности, которые станут известны позже", — указал он.

Источник в китайской авиастроительной корпорации AVIC сообщил ТАСС, что J-20 в настоящее время проходит ряд существенных доработок, направленных на повышение его маневренных и боевых возможностей.

Основными задачами J-20 являются: завоевание и удержание превосходства в воздухе, перехват летательных аппаратов противника на средней и большой дальности, уничтожение наземных целей в оперативно-тактической глубине обороны противника, а также сопровождение
источник в корпорации AVIC
Многоцелевой истребитель J-20 AP Photo
Многоцелевой истребитель J-20
© AP Photo

По его словам, истребитель способен наносить удары по морским надводным целям. "В настоящее время выбор боеприпасов для внутреннего отсека вооружения невелик. В него недавно был включен новейший тактический планирующий боеприпас TL-20", — добавил он. Кстати, этой управляемой авиабомбой предполагается оснащать как истребители, так и беспилотники для нанесения точных ударов по полевым командным пунктам противника, объектам военной инфраструктуры и бронетехнике. Сообщалось, что дальность полета TL-20 составит 110 км.

На внешней подвеске самолет J-20 способен нести противокорабельные ракеты TL-7 и YJ-9E. Последняя по своим характеристикам близка к российской сверхзвуковой ракете Х-31, однако дальность ее пуска в противокорабельном варианте не превышает 50 км. Для сравнения: у Х-31А — 70 км, а противорадиолокационных Х-31П/ПД — до 250 км. Эти ракеты стоят на вооружении истребителей семейства Су-30/35 и МиГ-29К/35 ВКС РФ.

Возможности истребителей нового поколения Су-57 и J-20 в мае 2018 года сравнивал и журнал The National Interest (NI). По данным издания, российский Су-57 отличается большей маневренностью, даже с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1. Однако эффективность самолета вырастет еще больше при установке нового двигателя. Также уступает J-20 и в скоростных характеристиках, но при этом он отличается большей скрытностью. Автор публикации объясняет это тем, что при создании J-20 были использованы технологии, схожие с теми, что применялись при разработке американских F-22 и F-35.

В заключение NI писал, что у российского и китайского истребителей пятого поколения изначально были разные приоритеты. Так, J-20 предполагается использовать в качестве дальнего ударного самолета, который создавал бы угрозу американским базам и военным объектам в Тихом океане, а также самолетам-заправщикам и десантным воздушным судам. По всей видимости, его не планируется применять для воздушного боя с американскими F-22 или F-35 за исключением случаев самообороны. "Напротив, российский Су-57 — это машина достижения превосходства в воздухе, предназначенная для охоты на американские истребители, такие как F-22 и F-35", — говорилось в публикации.

https://tass.ru/armiya-i-opk/5770578


Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Армия
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Defence 24: российская армия увеличила число применяемых против ВСУ бомб с УМПК
В марте российские силы применили рекордное количество бомб с УМПК, сообщает Defence 24. В апреле их может быть еще больше. Это представляет серьезную...
ВКС России накрыли в Славянске около 60 наемников и кадровых офицеров ВСУ
Су-35 ВКС России. Фото: Валентин Капустин / РИА Новости Около 60 иностранных наемников и кадровых офицеров ВСУ уничтожены ударом ВКС России в Славянск...
13 апреля 1990 года впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ опытный истребитель-бомбардировщик Т-10В-1
13 апреля 1990 года впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ опытный истребитель-бомбардировщик Т-10В-1 ( бортовой номер "42" синий). Машину пилотирова...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...
Сборная России победила в Международном турнире по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации
Международный турнир по спортивной борьбе на Кубок Министра обороны Российской Федерации, проходивший с 7 по 8 октября 2023 года в столице Республики ...
Армейские спортсмены провели мастер-класс для воспитанников Кызылского ПКУ
В Кызылском президентском кадетском училище (ПКУ) спортсмены ЦСКА провели мастер-класс для кадет. Олимпийские чемпионы – борец вольного стиля Джамал О...
Волгоградский «Ротор» опроверг слухи о подорожании билетов на матчи
Волгоградская область / «Волга-Медиа.ру»/. Согласно сообщениям волгоградцев в соцсетях, билеты на матч «Ротора», которые ранее стоили 200–300 рубле...


Промышленность
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Видео - второй опытный Ил-114-300 совершил первый полет
Объединенная авиастроительная корпорация Ростеха возобновила программу летных испытаний пассажирского турбовинтового Ил-114-300. К ней подключена втор...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Первые испытания «сердца» ПД-35 превзошли ожидания
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ) состоялись первые испытания газогенератора авиадвигателя ПД-35 Объедине...
Сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство
Лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппар...
В 12 регионах РФ введен экспериментальный правовой режим, разрешающий применение сельскохозяйственных дронов
Правительство РФ подписало постановление об установлении экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскох...
Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из па...
Сельхозпроизводители Волгоградской области нарастили объемы экспорта
© Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага / архив. Согласно информации Россельхознадзора, с января этого года из Волгоградской области вывез...