Китай создает авиационную технику пятого поколения, часто копируя лучшие российские образцы

03.12.2018  |  10:39
9
Китай создает авиационную технику пятого поколения, часто копируя лучшие российские образцы

В ходе Airshow China 2018 был продемонстрирован новейший многоцелевой истребитель J-20, относящийся к пятому поколению (по китайской классификации — к четвертому). Однако это далеко не первое его появление в Чжухае, но на этот раз ожидали, что он будет летать уже с новым, улучшенным двигателем собственного производства WS-15 (с управляемым вектором тяги). Но ожидания не оправдались — дебют не состоялся. Газета South China Morning Post написала, что три самолета J-20 совершили демонстрационные полеты на авиашоу в комплектации с двигателями российского производства типа АЛ-31Ф.

Китайские "невидимки"-копии

Помимо J-20 на выставке была представлена другая авиатехника пятого поколения — легкий истребитель FC-31 (чаще обозначаемый J-31) и беспилотник CH-7, также созданный с применением технологий радиолокационной малозаметности ("стелс"). Этот аппарат, который называют аналогом американского RQ-170 Sentinel, выполнен по схеме "летающее крыло" и имеет внутренние отсеки для вооружения (может нести до 2 т бомб и ракет). Имея один двигатель, CH-7 способен развивать скорость до 920 км/ч, подниматься на высоту 13 км и действовать в оперативном радиусе 2 тыс. км.

"Это единственный беспилотник с применением технологии "стелс", который можно будет купить на рынке, — пишет газета China Daily. — Он обладает даже большей способностью нести вооружения, чем некоторые пилотируемые истребители". По словам главного конструктора Ши Вэня, первый полет CH-7 совершит в 2019 году, "и если все пойдет хорошо, в серийное производство аппарат будет запущен в 2022 году". По данным разработчиков, он будет применяться для ведения стратегической разведки, мониторинга электронной активности и уничтожения целей. Также сможет отслеживать истребители-"стелс", такие как американский F-22 Raptor, и самолеты дальнего обнаружения и управления, направляя пилотируемые боевые самолеты для поражения целей.

"В настоящее время Китай является одним из лидирующих игроков на рынке беспилотных летательных аппаратов (БЛА), примером чего может служить международный успех Wing Loong", — сообщил ТАСС представитель оргкомитета выставки. Этот аппарат уже стоит на вооружении Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и сыскал значительный экспортный успех, будучи поставленным в целый ряд стран, включая Египет, Казахстан, Нигерию, ОАЭ, Пакистан, Саудовскую Аравию и Узбекистан. При этом Wing Loong I уже применялся в боевых действиях, а по своим характеристикам сравним с известным американским ударным беспилотником MQ-1 Predator. Как отмечают эксперты, в последние годы Китай стремительно наращивает производство своих БЛА, которые значительно дешевле западных образцов и могут иметь хорошие перспективы на международном рынке.

БЛА Wing Loong AP Photo/Ng Han Guan
БЛА Wing Loong
© AP Photo/Ng Han Guan

Что касается нового истребителя пятого поколения J-31, также продемонстрированного на Airshow China 2018, то его длина составляет 17,3 м, высота — 4,8 м, а размах крыла — 11,5 м. "Истребитель развивает скорость до 1400 км/ч, при этом его потолок достигает 16 км", — сообщил источник на выставке. Данный летательный аппарат предназначен для поставок на экспорт. "J-31 — это относительно недорогая альтернатива более тяжелым машинам пятого поколения. Корпорация AVIC (Aviation Industry Corporation of China) полагает, что он будет востребован на международном рынке вооружений", — добавил представитель авиационной компании.

В 2017 году СМИ сообщили, что стоимость предлагающегося на экспорт перспективного J-31 составит около $70 млн. Как отмечало издание China Daily, это приблизительно половина стоимости самолета американской компании Lockheed Martin F-35, который является единственным истребителем пятого поколения, доступным на рынке. США поставляют его только своим союзникам.

Премьерный показ J-31 прошел в Чжухае еще в 2014-м, но остался практически незамеченным. Главная новинка, по мнению экспертов, оказалась не полностью плодом китайской технической мысли, а лишь удачной манипуляцией чужими идеями, часть из которых, как отмечалось, была добыта незаконным путем. Также и с истребителем-"стелс" J-20, который поступил на вооружение в марте 2017 года и стал самым совершенным боевым самолетом, произведенным в Азии.

Многоцелевой истребитель FC-31 Информационно-аналитический отдел ТАСС
Многоцелевой истребитель FC-31
© Информационно-аналитический отдел ТАСС

Авиационные эксперты утверждают, что J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского самолета — демонстратора технологий МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.

Базой всех авиационно-космических технологий является советско-российская технология — наша мысль, наша фундаментально-прикладная наука. И поэтому своего там ничего нет, ну, возможно, элементная база какая-то…
Магомед Толбоев Почетный президент международного авиасалона МАКС, заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России

По его мнению, эти технологии попадали в Китай разными путями: в 1990-е годы по соглашению с правительством и соглашению с предприятием "один на один". "Это были открытые передачи, дружественные. Считалось, что для нас эти технологии устаревали. Сначала они покупали у нас партию с условием, что после покупки 20–30 самолетов мы передаем их производство в Китай, — отмечает Толбоев. — Что, они преуспели? Они отстают. Да, у них количество будет больше, а по качеству отстают. Потому что мы свои передовые технологии не отдаем".

"Необходимо отдать должное китайским партнерам, что они идут некоторым "своим курсом", хотя это достаточно эффектно у них получается — смело берут все новое в техническом облике передовых стран мира, добывают технологические и инженерные решения, а на этом основании формируют свою конструкцию и дорабатывают, доводят ее до летного экземпляра", — заявил ТАСС Владимир Попов, заслуженный военный летчик РФ.

Это позволяет им семимильными шагами догонять впереди идущих, возможно, некоторые воспринимают это как "схоластическое копирование", но при этом они нарабатывают опыт по конструированию, по выработке технологий, организуют и доводят до совершенства свою отраслевую промышленность, а это уже многое и значимо.

Такого мнения придерживается и военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин. "В Китае умеют копировать лучшие образцы боевой техники, спору нет. Умеют. Но надо помнить, что копия всегда чуточку хуже оригинала", — подчеркивает он. "Сравнение китайского J-20 с отечественным МиГ 1.44 естественно. Внешний вид двух самолетов очень похож. Что касается внутренней компоновки, то тут возникают вопросы. Насколько точно скопированы приборы и оборудование?" — задается вопросом эксперт.

В свою очередь, генерал Попов напоминает, что "во многом наши специалисты им помогают, когда работают в кооперации, когда они производят нашу авиатехнику и вооружение по лицензии на своих предприятиях".

На данный момент их самолет пятого поколения, скорее всего, правильнее отнести к категории самолетов поколения "4++", но и это уже значительный успех для китайского авиапрома, надо признать! Да, большое сходство с нашим самолетом-демонстратором МиГ 1.44 еще раз подтверждает: наше участие в "кооперации" приносит успехи, совместные инвестиционные и партнерские отношения нам тоже не помешают
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор

Попов предполагает, что у наших конструкторов и технологов уже есть в планах более новые перспективные разработки, а существующие проекты не стоит "вычеркивать" из дальнейших проработок. "Вот вам и пример их грамотного использования", — заключает он.

Проблема в двигателе?

Специалисты полагают, что полноценно говорить о китайском самолете пятого поколения пока рано, ведь имеется еще одна нерешенная проблема — завершение создания собственных авиационных двигателей. Конечно, большая часть тактико-технических характеристик J-20 до сих пор держится в секрете, однако известно, что на нем установлены российские двигатели АЛ-31ФМ2. Пекин в целом добился значительного прорыва в разработке авиадвигателей с управляемым вектором тяги, но пока не готов комплектовать ими свои новейшие истребители J-20.

"Двигатель WS-15 по-прежнему весьма нестабилен в работе, и инженеры пока не смогли выявить причину проблемы, хотя сила тяги у него вполне достаточная", — отметил один из военных экспертов.

Безусловно, еще далеко не все у них получается, например, современные турбореактивные двигатели — такими, которые уже работают в США, России. Но главное — у них есть стремление, которое выражается в серьезной господдержке (просматривается политическая воля), есть достаточно хорошо подготовленные кадры, индустриальные ресурсы, а остальное придет с опытом…
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, генерал-майор
Многоцелевые истребители J-20 EPA-EFE/ALEKSANDAR PLAVEVSKI
Многоцелевые истребители J-20
© EPA-EFE/ALEKSANDAR PLAVEVSKI

Разработка турбореактивных двигателей этого типа велась на протяжении нескольких лет, но они были далеки от совершенства. Среди главных недостатков была проблема, связанная с перегревом лопаток турбин на высоких скоростях. В сентябре гонконгское издание South China Morning Post сообщало, что эти изъяны WS-15 в целом удалось устранить и благодаря этому Китай в конце года сможет наладить серийный выпуск истребителей J-20. "В настоящее время Китай располагает примерно 12 единицами J-20, что далеко не соответствует существующим потребностям", — заявил газете один из источников.

По мнению экспертов, отсутствие на авиасалоне в этом году этой новинки означает, что планы пришлось перенести. Не исключено, что Китаю в данной ситуации придется обращаться за помощью к России. В то же время ВВС Китая успешно показали в Чжухае другой двигатель с управляемым вектором тяги — WS-10B. Оснащенный им истребитель четвертого поколения J-10B успешно продемонстрировал в небе такие сложные фигуры пилотажа, как кобра Пугачева и маневр Хербста.

Истребитель J-10B Марина Лысцева/ТАСС
Истребитель J-10B
© Марина Лысцева/ТАСС

По оценкам базирующегося в Пекине аналитика Чжоу Чэньмина, ВВС НОАК нуждаются "по меньшей мере в 200 единицах" истребителей этого типа. Он пояснил, что к 2025 году США могут довести число своих новейших боевых самолетов F-35 в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 200–300 единиц, и Китай должен отреагировать соответствующим образом.

По сообщениям СМИ, в городе Чэнду (провинция Сычуань, Юго-Западный Китай) уже построена четвертая сборочная линия по производству этих истребителей. В случае запуска производства на полную мощность страна сможет производить до 40 самолетов в год.

Перегнать конкурентов

Как заявил китайскому изданию Huanqiu shibao на Airshow China 2018 главный конструктор J-20 Ян Вэйдуй, истребитель по своим характеристикам не уступает американским истребителям F-22 и F-35, а также российскому Су-57. "На авиасалоне J-20 выполнял полеты на малых высотах, а также фигуры пилотажа высокой сложности, его летные характеристики понятны с первого взгляда. Кроме того, есть еще и его боевые возможности, которые станут известны позже", — указал он.

Источник в китайской авиастроительной корпорации AVIC сообщил ТАСС, что J-20 в настоящее время проходит ряд существенных доработок, направленных на повышение его маневренных и боевых возможностей.

Основными задачами J-20 являются: завоевание и удержание превосходства в воздухе, перехват летательных аппаратов противника на средней и большой дальности, уничтожение наземных целей в оперативно-тактической глубине обороны противника, а также сопровождение
источник в корпорации AVIC
Многоцелевой истребитель J-20 AP Photo
Многоцелевой истребитель J-20
© AP Photo

По его словам, истребитель способен наносить удары по морским надводным целям. "В настоящее время выбор боеприпасов для внутреннего отсека вооружения невелик. В него недавно был включен новейший тактический планирующий боеприпас TL-20", — добавил он. Кстати, этой управляемой авиабомбой предполагается оснащать как истребители, так и беспилотники для нанесения точных ударов по полевым командным пунктам противника, объектам военной инфраструктуры и бронетехнике. Сообщалось, что дальность полета TL-20 составит 110 км.

На внешней подвеске самолет J-20 способен нести противокорабельные ракеты TL-7 и YJ-9E. Последняя по своим характеристикам близка к российской сверхзвуковой ракете Х-31, однако дальность ее пуска в противокорабельном варианте не превышает 50 км. Для сравнения: у Х-31А — 70 км, а противорадиолокационных Х-31П/ПД — до 250 км. Эти ракеты стоят на вооружении истребителей семейства Су-30/35 и МиГ-29К/35 ВКС РФ.

Возможности истребителей нового поколения Су-57 и J-20 в мае 2018 года сравнивал и журнал The National Interest (NI). По данным издания, российский Су-57 отличается большей маневренностью, даже с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1. Однако эффективность самолета вырастет еще больше при установке нового двигателя. Также уступает J-20 и в скоростных характеристиках, но при этом он отличается большей скрытностью. Автор публикации объясняет это тем, что при создании J-20 были использованы технологии, схожие с теми, что применялись при разработке американских F-22 и F-35.

В заключение NI писал, что у российского и китайского истребителей пятого поколения изначально были разные приоритеты. Так, J-20 предполагается использовать в качестве дальнего ударного самолета, который создавал бы угрозу американским базам и военным объектам в Тихом океане, а также самолетам-заправщикам и десантным воздушным судам. По всей видимости, его не планируется применять для воздушного боя с американскими F-22 или F-35 за исключением случаев самообороны. "Напротив, российский Су-57 — это машина достижения превосходства в воздухе, предназначенная для охоты на американские истребители, такие как F-22 и F-35", — говорилось в публикации.

https://tass.ru/armiya-i-opk/5770578


Роман Азанов, Дмитрий Федюшко, Николай Новичков, Роман Баландин


comments powered by Disqus
Общество
В ПФР рассказали о повышении пенсий
С 1 января пенсии неработающих пенсионеров повысятся на 7,05 процента, или в среднем на одну тысячу рублей. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда Ро...
Как зависит размер "сельской" надбавки от группы инвалидности пенсионера
Повышенная на 25 процентов фиксированная выплата к страховой пенсии будет предоставляться жителям сельской местности при соблюдении двух условий: если...
Вертолёты морской авиации ТОФ впервые выполнили взлёты и посадки на палубу новейшего корвета «Громкий»
В Японском море продолжаются заводские ходовые и государственные испытания новейшего корвета «Громкий», который до конца года войдёт в состав сил Тихо...
Без новогоднего стола не останутся: январские пенсии придут в декабре
Пенсионный фонд России заявил, что январские пенсионные выплаты пенсионеры получат в декабре. Изменить график выплаты пенсий решили в связи с новогодн...
Политика
ОДК ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для...
Уралвагонзавод поставил аэропорту Домодедово тягач на базе танка для эвакуации самолетов
Уралвагонзавод Госкорпорации Ростех поставил аэропорту Домодедово бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-1), созданную на базе танка Т-72. ...
Часть производства двигателей для советских типов самолетов "Мотор Сич" переносится в КНР
Украинская оборонная промышленность на сегодняшний день имеет достаточно ограниченное количество ноу-хау, которое может быть конкурентоспособно на мир...
Со следующего года пойдут под снос дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года
Стартует очередной этап ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания. О том, какие правила будут установлены для переселенцев, и другие важные...
Армия
Первый "Каракурт" с "Калибрами" передадут флоту
Фото: Александр Гальперин/РИА Новости Головной малый ракетный корабль (МРК) "Ураган" передадут ВМФ России 12 декабря. Церемония поднятия Андреевского ...
Какие перспективные виды противоспутникового вооружения разрабатываются в России
ФОТО: © Владимир Сергеев / РИА Новости 35 лет назад в Советском Союзе началась разработка авиационного противоспутникового комплекса 79M6 «Контакт». ...
Совет Федерации одобрил закон о повышении военных пенсий
С октября 2019 года пенсии военнослужащих и приравненных к ним лиц вырастут на 6,3%. Такие поправки в действующий закон о пенсионном обеспечении приня...
Утвержден комплексный план по снижению массы нового военно-транспортного самолета Ил-112В
Правительство России утвердило комплексный план по снижению массы перспективного военно-транспортного самолета Ил-112. Первый опытный образец, начавши...
Спорт
Волгоградские кикбоксеры завоевали на Кубке России три медали
Два золота и одно серебро выиграли волгоградские спортсмены на Кубке России по кикбоксингу, который накануне завершился в Омске. Все трое представи...
Волгоградские хоккеисты завоевали «бронзу» на турнире в Сочи
Игроки хоккейного клуба «Динамо Волгоград» стали призерами и завоевали бронзовые медали на турнире в Краснодарском крае. С 25 по 27 октября в городе С...
Юные футболистки Волгоградской области завоевали «бронзу» всероссийского турнира
Команда из Камышина получила бронзовые медали всероссийского турнира по мини-футболу «Лига чемпионок» среди девочек 2003-2005 годов рождения. Соревнов...
Гостей матча "Тунис"- "Англия" в аэропорту Волгограда провожали джазом и казачьими песнями
«Комбо-джаз-бенд» и казачий ансамбль «Браты» стали финальным аккордом первого футбольного матча в Волгограде. Концерт для болельщиков в волгоградском ...


Промышленность
ОДК ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для...
Уралвагонзавод поставил аэропорту Домодедово тягач на базе танка для эвакуации самолетов
Уралвагонзавод Госкорпорации Ростех поставил аэропорту Домодедово бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-1), созданную на базе танка Т-72. ...
Технопарк в Улан-Удэ займется производством комплектующих для МС-21 из Иркутска
Промышленный технопарк в Улан-Удэ будет производить дюймовые трубопроводы для самолета МС-21 из Иркутска. Минпромторг России окажет поддержку проекту ...
СибНИА испытал в полете Як-40 с композитным крылом
Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина (ФГУП "СибНИА"; входит во ФГБУ "НИЦ "Институт им. Н. Е. Жуковского") провел но...
Экономика
В Новосибирске новую разработку самолёта испытывают в аэродинамической трубе
Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина сегодня разрабатывают модернизированную версию 19-местного самолета...
1 декабря - 100 лет со дня основания Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)
Основателем ЦАГИ являлся профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. Его те...
Возобновивший работу Камышинский крановый завод освоил выпуск новой продукции
25-тонный автокран на вездеходном шасси впервые произведен на Камышинском крановом заводе. Предприятие, пережившее серьезный кризис, в этом году не пр...
Две трети россиян планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию
68 процентов, планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию. И уже разрабатывают планы по увеличению своих доходов на этот п...
Транспорт
Почему Ил-112В получился перетяжелённым
27 ноября 2018 года на Воронежском авиазаводе (ВАСО) состоялась выкатка и передача на аэродромные отработки лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-1...
1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс сверхзвукового Ту-144
1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово появилась новая строка: рейс № 499 Москва - Алма-Ата, время вылета - 8:30. Этот полёт навсегда во...
Волгоградская область получит дополнительно еще 36 школьных автобусов и шесть машин скорой помощи
В общей сложности 90 новых автобусов в 2018 году направят в школы региона. Первый транш в размере 54 единиц распределен Волгоградской области по федер...
Школы Волгоградской области получат еще 54 автобуса
54 новых автобуса поступят в этом году в образовательные учреждения региона — соответствующее распоряжение подписал председатель Правительства РФ Дмит...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии собрали уже более 650 тысяч тонн овощей и бахчевых
Сельхозтоваропроизводители Волгоградской области удерживают лидерские позиции по производству овощей в России. Показатели валового сбора растут по мер...