Главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов: – Любой самолёт требует поддержки со стороны промышленности

04.12.2018  |  07:35
4
Главный конструктор ПАО «Ил» Николай Таликов: – Любой самолёт требует поддержки со стороны промышленности

ФОТО: Ульяновская правда

Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина в этом году отмечал 85-летие. Чем и как живёт знаменитая фирма, с «Аргументами недели» поделился Главный конструктор ПАО «Ил» Николай ТАЛИКОВ.Главный конструктор Николай Таликов на выкатке из цеха первого Ил-112В 27 ноября 2018 года. Свершилось!

Ил-114 – уже не боль?

– Николай Дмитриевич, собирается ли «Ильюшин» производить самолёты для местных воздушных линий?

– Это разряд Ил-12, Ил-14 и, конечно, Ил-114. Я считаю, что это местный региональный самолёт. Как он и классифицировался в своё время. Мы эту работу не бросали, 1990-м году взлетел первый опытный самолёт Ил-114 на 60 мест. В 1997-м он получил сертификат типа. Начинали работу над самолётомФото РИА НовостИ при одной власти, а заканчивали работу при другой – ситуация резко изменилась. Изначально заказ был на 1500 самолётов, он шёл на замену Ан-24, Як-40 и Ту-134.

– Солидные цифры! Заманчивые для крупнейших зарубежных авиаконцернов.

– Но в 1997-м, когда Ил‑114 сертифицировали, отношение к нему резко изменилось, интерес к нему резко упал. Отечественные авиакомпании начали закупать ATR-42, «Бомбардье» и им подобные. Переключились на западную технику. Вместе с тем, поскольку самолёт строил Ташкентский авиазавод, Узбекистан показал заинтересованность в Ил-114, и по просьбе руководства республики мы сертифицировали его с двигателями «Пратт энд Уитни». Летал до этого года.

– У меня на видном месте стоит ваша книга «Ил-114 – боль и надежда». И что?

– В последней строчке написано: «Продолжение следует». В 2014 году вновь взялись за самолёт, президент России подтвердил, что Ил-114 нужен. В декабре мы выпустим всю документацию, она уже по большей части находится на заводе-производителе. Естественно, в цифре и с глубокой модернизацией.

– А почему в Узбекистане поставили его «к стенке»?

– Любой самолёт требует поддержки со стороны промышленности. Так было, пока существовал Ташкентский авиационный завод – но он прекратил своё существование. Самолёт остался без сопровождения. А отзывы о самолёте со стороны узбекской авиакомпании – самые хорошие. Налёт на каждый борт был до 2000 часов в год – на уровне лучших образцов зарубежной техники. Мы сами не ожидали. Летал, особых забот не доставлял. Служил учебной партой для более крупных типов самолётов. Мы создали полноценный тренажёр для пилотов Ил-114.

– Нет сопровождения промышленности – приговор. Авиакомпания решила продать эти самолёты. Кто эти самолёты, «с пробегом», купит?

– Состоялась встреча в Якутске, там присутствовали и дальневосточные авиаперевозчики, сибиряки. Обсуждали продвижение этого самолёта в жизнь. Изначально был назначен ресурс 30 тысяч часов. Сейчас остаток ресурса – 12 тысяч. Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво Йуллари» замечательно следит за состоянием техники, это имидж страны. Все ташкентские самолёты посмотрели, проверили и собирались выдать ресурс до 60 тысяч часов. Самолёт это позволяет. Главное – мы запускаем у нас, в Луховицах, производство Ил-114‑300 уже с отечественным двигателем ТВ7‑117СТ, поэтому проблем с сопровождением эксплуатации не будет. Работа идёт. Окончательную сборку серийных машин запускаем на РСК «МиГ» в Луховицах. Фюзеляж начнут делать в Нижнем Новгороде, крыло – в Воронеже.

– Недавно состоялся визит в Узбекистан В. Путина. У комментатора одного из СМИ промелькнула фраза, что ТАПО им. В. Чкалова готово поучаствовать в производственной кооперации по самолёту. Насколько это возможно и что с готовыми самолётокомплектами, сохранившимися в Ташкенте? Будете использовать или так и не договорились по цене?

– Может быть, какие-то работы поручим Узбекистану. Но это усложняет логистику, цена увеличивается. Если будет запрос на Ил-114 из этого региона, то, возможно, вопрос решится.

А с самолётокомплектами возникла другая ситуация – когда завод остался без хозяина, была утеряна документация. Это прочность и всё остальное. Не секрет, для Ил-76, который мы строим в Ульяновске, агрегаты мы брали. Всё нормально, забот не знаем.

– Что требуется сделать срочно по программе восстановления производства лайнера Ил-114?

– Выпустить самолёт, провести испытания, досертифицировать. К сожалению, в 1990-е не слетали на «холод», поймали только -35, а нам чем ниже, тем лучше. Для посадок на грунтовые полосы тоже не завершили испытания.

– Именно на эти ограничения и пеняют противники Ил-114.

– Авиакомпания «Якутия» много поминала эти «недостатки», а сегодня заговорила по-другому, когда столкнулась с эксплуатацией зарубежной техники.

– С трудом представляю себе посадку и взлёт в распутицу из аэропорта Бодайбо чего-либо, кроме Ан-24. Но этот тип уходит, самолёт не выпускают почти полвека. Иномаркам там однозначно делать нечего. А Ил-114 спроектирован как «деревенский самолёт», то есть неприхотливый.

– Сейчас от авиакомпаний есть чёткий сигнал – самолёт ждут.

Лёгкий, но нужный

– Ждать ли первый полёт лёгкого военно-транспортного Ил‑112 в этом году? Я ещё в прошлом году видел его полудостроенный фюзеляж в цехах Воронежского акционерного самолётостроительного общества (ВАСО).

– В 2010-м нам остановили работы по этой машине, в 2014 году в Минобороны опять сказали – «самолёт нужен», выдали новое техническое задание. Заменить Ан-26 нечем. Я на прошлой неделе был в Воронеже на ВАСО, завтра туда вылетаю. На сегодняшний день закончили все цеховые отработки, и на днях самолёт перейдёт в разряд аэродромных отработок. Подписан акт приёма-передачи Ил-112 от ВАСО ПАО «Ил» в Воронеже. Проведём методсовет, начнём рулёжки, пробежки и, наконец, подъём машины. Экипаж выделен, он в Воронеже, участвует в подготовке самолёта к испытаниям. Командиром будет заслуженный лётчик-испытатель Герой России Николай Куимов, Дмитрий Комаров – «правый», бортинженер – Сергей Фёдоров. Мы считаем, что на этом самолёте штурман в принципе не нужен, с его функциями легко справится второй пилот. Но армия думает иначе. Разгадка здесь проста: самолёты военно-транспортной авиации постоянно находятся в командировках. Их никто нигде не ждёт, поэтому каждый человек в экипаже на вес золота – одну работу сделать, другую, сбегать на КДП, заправку организовать и т.д.

– И как можете прокомментировать разговоры, что Минобороны отказалось от самолёта в связи с несоответствием характеристик утверждённому ТЗ?

-В этом году был поднят серьёзный вопрос, что самолёт не соответствует тактико-техническому заданию – в частности, перевозки пяти тонн на дальность 1200 километров на аэродром третьего класса. Третий класс – это достаточно короткие полосы 1500–1800 метров. Да, мы перетяжелили самолёт. Тут есть объективные причины – в авиационной промышленности прошла смена поколений конструкторов. Пополнение шло слабенькое, технические вузы потеряли популярность. А пришёл к нам молодой специалист, осмотрелся, подучился и отправился туда, где больше платят. Так что «Ильюшин» стал ещё и кузницей кадров. Как говорил сам Сергей Владимирович Ильюшин, самая трудная задача – создание коллектива и его сохранение. В настоящего специалиста «молодой» превращается через пять лет. Таковых маловато, но мы стараемся воспитывать новых сотрудников в ильюшинском духе, чтобы люди въехали в работу, и, самое главное, удержать их на фирме. И зарплата играет свою роль. Не секрет, что в 2010 году, когда остановили работы по самолёту Ил-112, у нас пять отделов встали и перешли на «Иркут» – там платили почти втрое больше. Во многом поэтому упустили проблему веса. Этот вопрос рассматривали и с военными, и на уровне профильного вице-премьера Правительства России. Утвердили комплексный план по снижению массы самолёта.

– А он не развалится?

– Нет, конечно (смеётся). Меняем вторичные конструкции, которые на прочность не влияют, делаем перекомпоновку, внедряем композиционные материалы. Силовую конструкцию не трогаем. И выполняем все три основных параметра – дальность, грузоподъёмность и категория аэродрома. Только самая первая машина, «единица», останется в повышенной весовой категории.

Боец-тяжеловес

– Ил-76МД-90А. Где серия?

– Есть серия. Первые два заняты на испытаниях, следующие две машины станут основой самолёта А‑100. Ещё два борта ушли заказчику, летают. Ещё один подняли, он сейчас проходит приёмо-сдаточные испытания в Ульяновске. На очереди десятая машина. Серия пошла! Не такая могучая, как была когда-то в Ташкенте, там стабильно выпускали в год по 72 самолёта Ил-76 прежних модификаций.

– Сейчас такие объёмы строительства тяжёлых транспортных самолётов воспринимаются как сказки…

– Не сказки, так было. Я тогда частенько бывал на лётно-испытательной станции, голова шла кругом от количества. Строили до восьми самолётов в месяц, их надо облетать, по 5–6 полётов на каждый борт. Бегаешь с самолёта на самолёт, иногда путаешься, где уже был, а где ещё нет. День и ночь шла работа. Отличный пример для подражания! И ульяновский «Авиастар» сегодня двигается в этом направлении. Но не стоит забывать – заводу нужно тоже создавать стабильные условия для работы. Это кадры, требуется умение выполнять задачу на одном рабочем месте, а не бегать с одного участка на другой, тогда у сотрудников появится высокая квалификация. Это в конечном итоге влияет на качество конечной продукции – самолётов. А качество в авиации на первом месте. Сейчас в Ульяновске строим и в 2019‑м внедрим поточную линию. Это, конечно, не автомобилестроительный конвейер, но поступательное движение на стапелях будет.

- Насколько известно, в военно-транспортной авиации стремительно падает количество исправных и боеготовых самолётов.

– Не согласен. Нам поставлена задача поддержания исправности самолётов, и мы совместно с коллегами из ВТА с ней справляемся. Это гособоронзаказ. Есть выездные бригады на заводах, у нас сформированы группы специалистов. С моей точки зрения, ВТА сейчас самый воюющий вид авиации: летают много, везде и с поставленными задачами справляются.

– Стоит ждать новый сверхтяжёлый транспортный, например, Ил-106?

– Минобороны рассматривает наши предложения, думаю, этот самолёт будет. Но нужны двигатели большей, чем у ПС‑90, мощности.

Сегодня мы работаем над средним военно-транспортным самолётом Ил-276. Армия заявила, что средний самолёт нужен, весной мы будем защищать эскизный проект. Можно уже сказать, что поперечник грузовой кабины не меньше, чем у Ил‑76, он будет короче, с другим крылом.

– Дальний широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96-400М – самолёт для госзаказчиков. Следует ли ожидать его появления у какого-нибудь коммерческого эксплуатанта?

– Руководство страны справедливо решило, что мы не Бельгия, у нас есть куда летать на таком самолёте. От Калининграда до Камчатки. Самолёт находится в серийном производстве в Воронеже, параллельно с Ил-112. К концу 2019 года первый опытный самолёт планируем поставить. Мы предлагаем авиакомпаниям вариант на 380 мест, но есть заказчики, которые говорят – «Давайте 420!» Но мы считаем, пассажирам на дальних расстояниях должно быть комфортно.

 http://argumenti.ru/society/2018/11/594057?utm_campaign=transit&utm_source=mirtesen&utm_medium=news&from=mirtesen


comments powered by Disqus
Общество
В ПФР рассказали о повышении пенсий
С 1 января пенсии неработающих пенсионеров повысятся на 7,05 процента, или в среднем на одну тысячу рублей. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда Ро...
Как зависит размер "сельской" надбавки от группы инвалидности пенсионера
Повышенная на 25 процентов фиксированная выплата к страховой пенсии будет предоставляться жителям сельской местности при соблюдении двух условий: если...
Вертолёты морской авиации ТОФ впервые выполнили взлёты и посадки на палубу новейшего корвета «Громкий»
В Японском море продолжаются заводские ходовые и государственные испытания новейшего корвета «Громкий», который до конца года войдёт в состав сил Тихо...
Без новогоднего стола не останутся: январские пенсии придут в декабре
Пенсионный фонд России заявил, что январские пенсионные выплаты пенсионеры получат в декабре. Изменить график выплаты пенсий решили в связи с новогодн...
Политика
ОДК ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для...
Уралвагонзавод поставил аэропорту Домодедово тягач на базе танка для эвакуации самолетов
Уралвагонзавод Госкорпорации Ростех поставил аэропорту Домодедово бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-1), созданную на базе танка Т-72. ...
Часть производства двигателей для советских типов самолетов "Мотор Сич" переносится в КНР
Украинская оборонная промышленность на сегодняшний день имеет достаточно ограниченное количество ноу-хау, которое может быть конкурентоспособно на мир...
Со следующего года пойдут под снос дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года
Стартует очередной этап ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания. О том, какие правила будут установлены для переселенцев, и другие важные...
Армия
Первый "Каракурт" с "Калибрами" передадут флоту
Фото: Александр Гальперин/РИА Новости Головной малый ракетный корабль (МРК) "Ураган" передадут ВМФ России 12 декабря. Церемония поднятия Андреевского ...
Какие перспективные виды противоспутникового вооружения разрабатываются в России
ФОТО: © Владимир Сергеев / РИА Новости 35 лет назад в Советском Союзе началась разработка авиационного противоспутникового комплекса 79M6 «Контакт». ...
Совет Федерации одобрил закон о повышении военных пенсий
С октября 2019 года пенсии военнослужащих и приравненных к ним лиц вырастут на 6,3%. Такие поправки в действующий закон о пенсионном обеспечении приня...
Утвержден комплексный план по снижению массы нового военно-транспортного самолета Ил-112В
Правительство России утвердило комплексный план по снижению массы перспективного военно-транспортного самолета Ил-112. Первый опытный образец, начавши...
Спорт
Волгоградские кикбоксеры завоевали на Кубке России три медали
Два золота и одно серебро выиграли волгоградские спортсмены на Кубке России по кикбоксингу, который накануне завершился в Омске. Все трое представи...
Волгоградские хоккеисты завоевали «бронзу» на турнире в Сочи
Игроки хоккейного клуба «Динамо Волгоград» стали призерами и завоевали бронзовые медали на турнире в Краснодарском крае. С 25 по 27 октября в городе С...
Юные футболистки Волгоградской области завоевали «бронзу» всероссийского турнира
Команда из Камышина получила бронзовые медали всероссийского турнира по мини-футболу «Лига чемпионок» среди девочек 2003-2005 годов рождения. Соревнов...
Гостей матча "Тунис"- "Англия" в аэропорту Волгограда провожали джазом и казачьими песнями
«Комбо-джаз-бенд» и казачий ансамбль «Браты» стали финальным аккордом первого футбольного матча в Волгограде. Концерт для болельщиков в волгоградском ...


Промышленность
ОДК ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в «Ростех») ищет способ окупить инвестиции в разработку авиадвигателя ПД-14, созданного для...
Уралвагонзавод поставил аэропорту Домодедово тягач на базе танка для эвакуации самолетов
Уралвагонзавод Госкорпорации Ростех поставил аэропорту Домодедово бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-1), созданную на базе танка Т-72. ...
Технопарк в Улан-Удэ займется производством комплектующих для МС-21 из Иркутска
Промышленный технопарк в Улан-Удэ будет производить дюймовые трубопроводы для самолета МС-21 из Иркутска. Минпромторг России окажет поддержку проекту ...
СибНИА испытал в полете Як-40 с композитным крылом
Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина (ФГУП "СибНИА"; входит во ФГБУ "НИЦ "Институт им. Н. Е. Жуковского") провел но...
Экономика
В Новосибирске новую разработку самолёта испытывают в аэродинамической трубе
Специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина сегодня разрабатывают модернизированную версию 19-местного самолета...
1 декабря - 100 лет со дня основания Центрального аэрогидродинамического института имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ)
Основателем ЦАГИ являлся профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. Его те...
Возобновивший работу Камышинский крановый завод освоил выпуск новой продукции
25-тонный автокран на вездеходном шасси впервые произведен на Камышинском крановом заводе. Предприятие, пережившее серьезный кризис, в этом году не пр...
Две трети россиян планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию
68 процентов, планируют при выходе на заслуженный отдых жить не только на одну пенсию. И уже разрабатывают планы по увеличению своих доходов на этот п...
Транспорт
Почему Ил-112В получился перетяжелённым
27 ноября 2018 года на Воронежском авиазаводе (ВАСО) состоялась выкатка и передача на аэродромные отработки лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-1...
1 ноября 1977 года состоялся первый пассажирский рейс сверхзвукового Ту-144
1 ноября 1977 года в расписании аэропорта Домодедово появилась новая строка: рейс № 499 Москва - Алма-Ата, время вылета - 8:30. Этот полёт навсегда во...
Волгоградская область получит дополнительно еще 36 школьных автобусов и шесть машин скорой помощи
В общей сложности 90 новых автобусов в 2018 году направят в школы региона. Первый транш в размере 54 единиц распределен Волгоградской области по федер...
Школы Волгоградской области получат еще 54 автобуса
54 новых автобуса поступят в этом году в образовательные учреждения региона — соответствующее распоряжение подписал председатель Правительства РФ Дмит...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии собрали уже более 650 тысяч тонн овощей и бахчевых
Сельхозтоваропроизводители Волгоградской области удерживают лидерские позиции по производству овощей в России. Показатели валового сбора растут по мер...