Генеральный директор ВИАМ о композитах - СССР имел паритет с США и Японией по данному виду материалов

14.03.2019  |  12:12
4
Генеральный директор ВИАМ о композитах - СССР имел паритет с США и Японией по данному виду материалов
Тема импортозамещения в России становится актуальнее с каждым днем. Не так давно США вновь напомнили об этом, перекрыв поставки композиционных материалов, использующихся в строительстве первого российского среднемагистрального самолета МС-21. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) академик РАН Евгений Каблов в интервью обозревателю РИА Новости Алексею Паньшину рассказал, сколько времени потребуется на замену материалов для МС-21, каковы позиции нашей страны на рынке композитов и когда в России появится сделанный при помощи 3D-принтера беспилотник.
— Как обстоит вопрос с композиционными материалами в нашей стране?
— С одной стороны, этот вопрос простой, с другой – не очень. Задача создавать композиционные материалы возникла еще в СССР, так как уже тогда нужно было решать вопросы по разработке новых образцов техники и повышать их весовую эффективность. Кстати, хотел бы отметить, что использующийся в СМИ термин "композитные материалы" с научной точки зрения не верен. Правильно говорить композиционные материалы или композиты.
Первым, кто в СССР предложил создавать детали для самолетов из композиционных материалов, был ВИАМ, но не все тогда были согласны с этой идеей. Такие великие люди, как Туполев, Ильюшин сказали, что мы самолеты из "тряпок" делать не будем. Единственный, кто согласился производить самолеты из этих самых "тряпок", стал Антонов и к началу 80-х годов он получил уникальные результаты по применению полимерных композиционных материалов, которые были разработаны нашим институтом. Его самолет Ан-124 по объему применения композитов превосходил все воздушные суда в мире. В Советском Союзе была создана целая отрасль химической промышленности по созданию композиционных материалов, где ВИАМ был головным разработчиком. Мы делали полный комплект документации, передавали его на производство, где отрабатывалась конструкция, которая использовалась в готовых изделиях.
— Что можно сказать о применении композиционных материалов в двигателестроении?
— Для начала нужно отметить, что двигатель четвертого поколения ПС-90А, который сейчас используется в гражданской и военной авиации, был разработан и создан еще в СССР. После распада Советского Союза никаких новых двигателей не было создано. И только сравнительно недавно был разработан и создан совершенно новый двигатель пятого поколения ПД-14. Я считаю, что это совершенно выдающийся двигатель. В нем использовано 20 новых материалов, которые разработали специалисты ВИАМ.
Мотогондола этого двигателя сделана из полимерных композиционных материалов. Для сравнения, на SSJ мотогондола поставляется из-за рубежа, стоит порядка 2 миллионов евро, а у ПД-14 мотогондола в полтора раза дешевле. При этом ПД-14 – это современный двигатель пятого поколения. На базе его газогенератора будет создан ПД-8 взамен Sam-146, ПД-12 для вертолетов, ПД-35 для транспортного и пассажирского самолетов. Так что перспектива у этого газогенератора очень большая.
— Аддитивные технологии, как обстоит вопрос с ними?
— Лидер здесь – США и Европа, но Китай уже начинает опережать европейские страны. Цифровые технологии – это основа промышленной революции, можно сказать, шестой технологический уклад. Но нужно не просто покупать оборудование, а решать эту задачу системно. Пока все, что мы имеем в этой области, привезено из-за рубежа. Сферу применения аддитивных технологий можно разделить на три основные составляющие – создание вспомогательных моделей, создание прототипов и создание готовых деталей из порошковых смесей. У США сейчас третья составляющая занимает порядка 30 процентов, а первые две, соответственно, 70. У европейцев готовые комплектующие производятся в несколько меньших объемах, но они активно наращивают применение 3D-печати.
У нас же все использование аддитивных технологий приходится на модели и прототипы, реальных деталей не было. Сейчас мы в институте создали порошковые композиции, которые позволяют создавать реальные детали, но когда начали пытаться применить их, столкнулись с проблемами, связанные с дефектами – трещинами и порами. Для того чтобы пустить такую деталь на длительный ресурс, от этих проблем надо избавляться. Пришлось нам заниматься режимами сплавления, термообработки, баротермической обработкой, чтобы получить качественную бездефектную структуру. В итоге у нас получилось реализовать задуманные планы, и сейчас к нам обращаются компании космической отрасли, авиационные фирмы, но наиболее системно мы работаем с ОДК. У нас с ними есть план совместных работ. Кроме того, ВИАМ по поручению руководства Минпромторга России совместно с ФОИВ и крупнейшими отечественными корпорациями, предприятиями, научными организациями разработал программу внедрения аддитивных технологий в Российской Федерации.
— А есть ли реальные примеры применения аддитивных технологий в России?
— Конечно, есть, так как применение таких технологий дает колоссальные преимущества в эффективности конструкции, позволяя полностью пересмотреть традиционные взгляды на проектирование силовых элементов планера. Сейчас наши ребята сделали реактивный беспилотный летательный аппарат, до этого нами был создан первый в России напечатанный на 3D-принтере двигатель, который весит всего 1000 граммов, тяга у него 12 кгс. Совсем недавно завершили ресурсные испытания. Летом запустим беспилотник, спроектированный и изготовленный также по аддитивным технологиям, на котором будет стоять этот двигатель. Таким образом, мы станем первыми в России, кто поднимет в воздух реактивный летательный аппарат, созданный, грубо говоря, с помощью 3D-принтера. Он небольшой по размерам, в пределах двух метров, но большой сейчас тоже создается, но уже не на нашем предприятии.
Хотел бы еще сказать, что для развития данного направления ВИАМ совместно с Фондом перспективных исследований и ОКБ им. М.П. Симонова выполняет задачу по разработке и изготовлению малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг до 150 кгс на базе аддитивного производства. Уже подтверждено полное соответствие или превосходство характеристик деталей, изготовленных по технологии селективного лазерного сплавления. Наглядным свидетельством тому служат результаты проведенного в ОКБ им. М.П. Симонова комплекса оценочных и стендовых испытаний двигателя с тягой 125 кгс.
— Что можете сказать о международном сотрудничестве? В прошлом году на Кубе была открыта станция климатических испытаний. Будет ли продолжена эта практика?
— Это было сделано по нашей инициативе. Руководством нашей страны поддержана идея, что в России нужно создать сеть станций климатических испытаний материалов, но так как в нашем государстве представлены не все климатические зоны, мы решили попробовать открыть такие станции за рубежом. Куба имеет самый жесткий уровень агрессивности воздействия солей на материалы, поэтому мы совместно с Центром экологических исследований Сьенфуэгос открыли там станцию для оценки коррозионной активности. В мае поедем оценивать итоги экспозиции и первые результаты. Мы можем сказать, что такие станции планируется разместить в Антарктиде и Китае. Уже подписали документы с Ираном по такой станции.
Создав такую развитую инфраструктуру по оценке воздействия климатических факторов, биоповреждений и старения материалов, мы сможем получить дополнительные знания для создания эффективных систем защиты материалов, конструкций, техники и сложных технических систем.
https://ria.ru/20190305/1551538941.html

comments powered by Disqus
Общество
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Все сооружения аэропорта «Гагарин» готовы к вводу в эксплуатацию
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора выдало заключение о соответствии (ЗОС) построенных объектов нового саратовского аэропорта «Гагарин» требова...
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
Политика
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Армия
Су-57 прикроют основные стратегические направления Дальнего Востока, Юго-Запада и Северо-Запада России
Для истребителей Су-57 будут сформированы новые авиаполки, имеющие в составе специальные наземные подразделения, отвечающие за радиолокационную незаме...
Президент ОСК назвал основную ударную силу будущего авианосца России
Президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов назвал основную боевую силу будущего российского авианосца. Это ударные беспилотни...
Авиабаза в Лиде получила ещё четыре Як-130
Вооруженные Силы Белоруссии получили очередную партию учебно-боевых самолётов Як-130. В рамках договора между Министерством обороны РБ и корпорацией «...
В Крыму завершается подготовка к этапу конкурса «Авиадартс»
Полигон Чауда в Крыму под Феодосией, где в этом году пройдут всероссийские соревнования "Авиадартс-2019", будет полностью готов к 20 мая, сообщили в г...
Спорт
В Волгоградской области пройдет спортивный праздник для детей
Две лучшие команды станут участниками финального межрегионального турнира, который состоится в Волгограде в сентябре — сборные приедут из шести субъек...


Промышленность
ОДК разработает двигатель для модернизированного Ка-32
Санкт-петербургское предприятие "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — госкорпорация "Ростех") совместно с холдингом "...
Сможет перевозить бронеавтомобиль и военных в экипировке: грузоподъемность Ил-112В увеличат
Идея создать Ил-112В возникла еще в 1990-х годах в авиационном комплексе имени С.В.Ильюшина. Однако из-за экономических проблем запуск был перенесен н...
Воронежский авиазавод будет выпускать по 15 самолетов Ил-112В в год
Воронежский авиазавод поставит на поток производство самолетов Ил-112В. В год ВАСО будет выпускать по 15 машин, сообщил губернатор Воронежской области...
Воронежский авиазавод сэкономит почти 60 млн рублей на реконструкции цехов под производство «Ил-112В»
ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ВАСО, входит в ПАО «ОАК») подвело итоги аукционов на право проведения реконструкции цехов...
Экономика
InterJet просит отремонтировать двигатели на SSJ 100 в долг
Как стало известно "Ъ", крупнейший зарубежный заказчик ближнемагистральных SSJ 100 - мексиканская InterJet готова сохранить уже полученные 22 самолета...
ГСС и Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 Superjet 100
Гражданские самолеты Сухого (ГСС) и словенская авиакомпания Adria Airways не смогли заключить твердый контракт на поставку 15 самолетов Superjet 100 (...
Истребитель Су-57: инновационные решения ЦАГИ
В начале 2010 года в воздух впервые поднялся опытный образец самолета Т-50. Российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываем...
«Авиастар» изготовил очередную партию агрегатов для МС-21
Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации ОАК) завершило работы по изготовлению очередной ...
Транспорт
"Аэроэлектромаш" электрифицирует малую авиацию
Hа HeliRussia 2019 московская компания "Аэроэлектромаш" впервые представляет натурный образец проектируемого электродвигателя ВД-25000 для привода во...
Мы были лучшими, пока Ельцин не продал русское небо Западу: Эксперты о большом предательстве авиации
После катастрофы с SSJ-100 в аэропорту Шереметьево эксперты вступились за отечественный "Суперджет" и заговорили о проблемах в российской авиации, кот...
Все сооружения аэропорта «Гагарин» готовы к вводу в эксплуатацию
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора выдало заключение о соответствии (ЗОС) построенных объектов нового саратовского аэропорта «Гагарин» требова...
Путин в Казани осмотрел модернизированные самолеты и новый вертолет Ми-38Т
Президент РФ Владимир Путин, который прибыл с рабочей поездкой в Татарстан, осмотрел модернизированные самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22, а также вертол...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Волгоградской области будет выделено порядка 209 миллионов рублей
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в ближайшие три года Волгоградской области из федерального бюджета будет выделен...
4,5 миллиона деревьев высажено в волгоградском регионе в рамках проекта «Сохранение лесов»
По информации облкомприроды, весенние посевные и посадочные работы завершились во всех 22 лесничествах волгоградского региона. 4 миллиона 500 тысяч се...