Генеральный директор ВИАМ о композитах - СССР имел паритет с США и Японией по данному виду материалов

14.03.2019  |  12:12
4
Генеральный директор ВИАМ о композитах - СССР имел паритет с США и Японией по данному виду материалов
Тема импортозамещения в России становится актуальнее с каждым днем. Не так давно США вновь напомнили об этом, перекрыв поставки композиционных материалов, использующихся в строительстве первого российского среднемагистрального самолета МС-21. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) академик РАН Евгений Каблов в интервью обозревателю РИА Новости Алексею Паньшину рассказал, сколько времени потребуется на замену материалов для МС-21, каковы позиции нашей страны на рынке композитов и когда в России появится сделанный при помощи 3D-принтера беспилотник.
— Как обстоит вопрос с композиционными материалами в нашей стране?
— С одной стороны, этот вопрос простой, с другой – не очень. Задача создавать композиционные материалы возникла еще в СССР, так как уже тогда нужно было решать вопросы по разработке новых образцов техники и повышать их весовую эффективность. Кстати, хотел бы отметить, что использующийся в СМИ термин "композитные материалы" с научной точки зрения не верен. Правильно говорить композиционные материалы или композиты.
Первым, кто в СССР предложил создавать детали для самолетов из композиционных материалов, был ВИАМ, но не все тогда были согласны с этой идеей. Такие великие люди, как Туполев, Ильюшин сказали, что мы самолеты из "тряпок" делать не будем. Единственный, кто согласился производить самолеты из этих самых "тряпок", стал Антонов и к началу 80-х годов он получил уникальные результаты по применению полимерных композиционных материалов, которые были разработаны нашим институтом. Его самолет Ан-124 по объему применения композитов превосходил все воздушные суда в мире. В Советском Союзе была создана целая отрасль химической промышленности по созданию композиционных материалов, где ВИАМ был головным разработчиком. Мы делали полный комплект документации, передавали его на производство, где отрабатывалась конструкция, которая использовалась в готовых изделиях.
— Что можно сказать о применении композиционных материалов в двигателестроении?
— Для начала нужно отметить, что двигатель четвертого поколения ПС-90А, который сейчас используется в гражданской и военной авиации, был разработан и создан еще в СССР. После распада Советского Союза никаких новых двигателей не было создано. И только сравнительно недавно был разработан и создан совершенно новый двигатель пятого поколения ПД-14. Я считаю, что это совершенно выдающийся двигатель. В нем использовано 20 новых материалов, которые разработали специалисты ВИАМ.
Мотогондола этого двигателя сделана из полимерных композиционных материалов. Для сравнения, на SSJ мотогондола поставляется из-за рубежа, стоит порядка 2 миллионов евро, а у ПД-14 мотогондола в полтора раза дешевле. При этом ПД-14 – это современный двигатель пятого поколения. На базе его газогенератора будет создан ПД-8 взамен Sam-146, ПД-12 для вертолетов, ПД-35 для транспортного и пассажирского самолетов. Так что перспектива у этого газогенератора очень большая.
— Аддитивные технологии, как обстоит вопрос с ними?
— Лидер здесь – США и Европа, но Китай уже начинает опережать европейские страны. Цифровые технологии – это основа промышленной революции, можно сказать, шестой технологический уклад. Но нужно не просто покупать оборудование, а решать эту задачу системно. Пока все, что мы имеем в этой области, привезено из-за рубежа. Сферу применения аддитивных технологий можно разделить на три основные составляющие – создание вспомогательных моделей, создание прототипов и создание готовых деталей из порошковых смесей. У США сейчас третья составляющая занимает порядка 30 процентов, а первые две, соответственно, 70. У европейцев готовые комплектующие производятся в несколько меньших объемах, но они активно наращивают применение 3D-печати.
У нас же все использование аддитивных технологий приходится на модели и прототипы, реальных деталей не было. Сейчас мы в институте создали порошковые композиции, которые позволяют создавать реальные детали, но когда начали пытаться применить их, столкнулись с проблемами, связанные с дефектами – трещинами и порами. Для того чтобы пустить такую деталь на длительный ресурс, от этих проблем надо избавляться. Пришлось нам заниматься режимами сплавления, термообработки, баротермической обработкой, чтобы получить качественную бездефектную структуру. В итоге у нас получилось реализовать задуманные планы, и сейчас к нам обращаются компании космической отрасли, авиационные фирмы, но наиболее системно мы работаем с ОДК. У нас с ними есть план совместных работ. Кроме того, ВИАМ по поручению руководства Минпромторга России совместно с ФОИВ и крупнейшими отечественными корпорациями, предприятиями, научными организациями разработал программу внедрения аддитивных технологий в Российской Федерации.
— А есть ли реальные примеры применения аддитивных технологий в России?
— Конечно, есть, так как применение таких технологий дает колоссальные преимущества в эффективности конструкции, позволяя полностью пересмотреть традиционные взгляды на проектирование силовых элементов планера. Сейчас наши ребята сделали реактивный беспилотный летательный аппарат, до этого нами был создан первый в России напечатанный на 3D-принтере двигатель, который весит всего 1000 граммов, тяга у него 12 кгс. Совсем недавно завершили ресурсные испытания. Летом запустим беспилотник, спроектированный и изготовленный также по аддитивным технологиям, на котором будет стоять этот двигатель. Таким образом, мы станем первыми в России, кто поднимет в воздух реактивный летательный аппарат, созданный, грубо говоря, с помощью 3D-принтера. Он небольшой по размерам, в пределах двух метров, но большой сейчас тоже создается, но уже не на нашем предприятии.
Хотел бы еще сказать, что для развития данного направления ВИАМ совместно с Фондом перспективных исследований и ОКБ им. М.П. Симонова выполняет задачу по разработке и изготовлению малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг до 150 кгс на базе аддитивного производства. Уже подтверждено полное соответствие или превосходство характеристик деталей, изготовленных по технологии селективного лазерного сплавления. Наглядным свидетельством тому служат результаты проведенного в ОКБ им. М.П. Симонова комплекса оценочных и стендовых испытаний двигателя с тягой 125 кгс.
— Что можете сказать о международном сотрудничестве? В прошлом году на Кубе была открыта станция климатических испытаний. Будет ли продолжена эта практика?
— Это было сделано по нашей инициативе. Руководством нашей страны поддержана идея, что в России нужно создать сеть станций климатических испытаний материалов, но так как в нашем государстве представлены не все климатические зоны, мы решили попробовать открыть такие станции за рубежом. Куба имеет самый жесткий уровень агрессивности воздействия солей на материалы, поэтому мы совместно с Центром экологических исследований Сьенфуэгос открыли там станцию для оценки коррозионной активности. В мае поедем оценивать итоги экспозиции и первые результаты. Мы можем сказать, что такие станции планируется разместить в Антарктиде и Китае. Уже подписали документы с Ираном по такой станции.
Создав такую развитую инфраструктуру по оценке воздействия климатических факторов, биоповреждений и старения материалов, мы сможем получить дополнительные знания для создания эффективных систем защиты материалов, конструкций, техники и сложных технических систем.
https://ria.ru/20190305/1551538941.html

comments powered by Disqus
Общество
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.