Генеральный директор ВИАМ о композитах - СССР имел паритет с США и Японией по данному виду материалов

14.03.2019  |  12:12
4
Генеральный директор ВИАМ о композитах - СССР имел паритет с США и Японией по данному виду материалов
Тема импортозамещения в России становится актуальнее с каждым днем. Не так давно США вновь напомнили об этом, перекрыв поставки композиционных материалов, использующихся в строительстве первого российского среднемагистрального самолета МС-21. Генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) академик РАН Евгений Каблов в интервью обозревателю РИА Новости Алексею Паньшину рассказал, сколько времени потребуется на замену материалов для МС-21, каковы позиции нашей страны на рынке композитов и когда в России появится сделанный при помощи 3D-принтера беспилотник.
— Как обстоит вопрос с композиционными материалами в нашей стране?
— С одной стороны, этот вопрос простой, с другой – не очень. Задача создавать композиционные материалы возникла еще в СССР, так как уже тогда нужно было решать вопросы по разработке новых образцов техники и повышать их весовую эффективность. Кстати, хотел бы отметить, что использующийся в СМИ термин "композитные материалы" с научной точки зрения не верен. Правильно говорить композиционные материалы или композиты.
Первым, кто в СССР предложил создавать детали для самолетов из композиционных материалов, был ВИАМ, но не все тогда были согласны с этой идеей. Такие великие люди, как Туполев, Ильюшин сказали, что мы самолеты из "тряпок" делать не будем. Единственный, кто согласился производить самолеты из этих самых "тряпок", стал Антонов и к началу 80-х годов он получил уникальные результаты по применению полимерных композиционных материалов, которые были разработаны нашим институтом. Его самолет Ан-124 по объему применения композитов превосходил все воздушные суда в мире. В Советском Союзе была создана целая отрасль химической промышленности по созданию композиционных материалов, где ВИАМ был головным разработчиком. Мы делали полный комплект документации, передавали его на производство, где отрабатывалась конструкция, которая использовалась в готовых изделиях.
— Что можно сказать о применении композиционных материалов в двигателестроении?
— Для начала нужно отметить, что двигатель четвертого поколения ПС-90А, который сейчас используется в гражданской и военной авиации, был разработан и создан еще в СССР. После распада Советского Союза никаких новых двигателей не было создано. И только сравнительно недавно был разработан и создан совершенно новый двигатель пятого поколения ПД-14. Я считаю, что это совершенно выдающийся двигатель. В нем использовано 20 новых материалов, которые разработали специалисты ВИАМ.
Мотогондола этого двигателя сделана из полимерных композиционных материалов. Для сравнения, на SSJ мотогондола поставляется из-за рубежа, стоит порядка 2 миллионов евро, а у ПД-14 мотогондола в полтора раза дешевле. При этом ПД-14 – это современный двигатель пятого поколения. На базе его газогенератора будет создан ПД-8 взамен Sam-146, ПД-12 для вертолетов, ПД-35 для транспортного и пассажирского самолетов. Так что перспектива у этого газогенератора очень большая.
— Аддитивные технологии, как обстоит вопрос с ними?
— Лидер здесь – США и Европа, но Китай уже начинает опережать европейские страны. Цифровые технологии – это основа промышленной революции, можно сказать, шестой технологический уклад. Но нужно не просто покупать оборудование, а решать эту задачу системно. Пока все, что мы имеем в этой области, привезено из-за рубежа. Сферу применения аддитивных технологий можно разделить на три основные составляющие – создание вспомогательных моделей, создание прототипов и создание готовых деталей из порошковых смесей. У США сейчас третья составляющая занимает порядка 30 процентов, а первые две, соответственно, 70. У европейцев готовые комплектующие производятся в несколько меньших объемах, но они активно наращивают применение 3D-печати.
У нас же все использование аддитивных технологий приходится на модели и прототипы, реальных деталей не было. Сейчас мы в институте создали порошковые композиции, которые позволяют создавать реальные детали, но когда начали пытаться применить их, столкнулись с проблемами, связанные с дефектами – трещинами и порами. Для того чтобы пустить такую деталь на длительный ресурс, от этих проблем надо избавляться. Пришлось нам заниматься режимами сплавления, термообработки, баротермической обработкой, чтобы получить качественную бездефектную структуру. В итоге у нас получилось реализовать задуманные планы, и сейчас к нам обращаются компании космической отрасли, авиационные фирмы, но наиболее системно мы работаем с ОДК. У нас с ними есть план совместных работ. Кроме того, ВИАМ по поручению руководства Минпромторга России совместно с ФОИВ и крупнейшими отечественными корпорациями, предприятиями, научными организациями разработал программу внедрения аддитивных технологий в Российской Федерации.
— А есть ли реальные примеры применения аддитивных технологий в России?
— Конечно, есть, так как применение таких технологий дает колоссальные преимущества в эффективности конструкции, позволяя полностью пересмотреть традиционные взгляды на проектирование силовых элементов планера. Сейчас наши ребята сделали реактивный беспилотный летательный аппарат, до этого нами был создан первый в России напечатанный на 3D-принтере двигатель, который весит всего 1000 граммов, тяга у него 12 кгс. Совсем недавно завершили ресурсные испытания. Летом запустим беспилотник, спроектированный и изготовленный также по аддитивным технологиям, на котором будет стоять этот двигатель. Таким образом, мы станем первыми в России, кто поднимет в воздух реактивный летательный аппарат, созданный, грубо говоря, с помощью 3D-принтера. Он небольшой по размерам, в пределах двух метров, но большой сейчас тоже создается, но уже не на нашем предприятии.
Хотел бы еще сказать, что для развития данного направления ВИАМ совместно с Фондом перспективных исследований и ОКБ им. М.П. Симонова выполняет задачу по разработке и изготовлению малоразмерных газотурбинных двигателей в классе тяг до 150 кгс на базе аддитивного производства. Уже подтверждено полное соответствие или превосходство характеристик деталей, изготовленных по технологии селективного лазерного сплавления. Наглядным свидетельством тому служат результаты проведенного в ОКБ им. М.П. Симонова комплекса оценочных и стендовых испытаний двигателя с тягой 125 кгс.
— Что можете сказать о международном сотрудничестве? В прошлом году на Кубе была открыта станция климатических испытаний. Будет ли продолжена эта практика?
— Это было сделано по нашей инициативе. Руководством нашей страны поддержана идея, что в России нужно создать сеть станций климатических испытаний материалов, но так как в нашем государстве представлены не все климатические зоны, мы решили попробовать открыть такие станции за рубежом. Куба имеет самый жесткий уровень агрессивности воздействия солей на материалы, поэтому мы совместно с Центром экологических исследований Сьенфуэгос открыли там станцию для оценки коррозионной активности. В мае поедем оценивать итоги экспозиции и первые результаты. Мы можем сказать, что такие станции планируется разместить в Антарктиде и Китае. Уже подписали документы с Ираном по такой станции.
Создав такую развитую инфраструктуру по оценке воздействия климатических факторов, биоповреждений и старения материалов, мы сможем получить дополнительные знания для создания эффективных систем защиты материалов, конструкций, техники и сложных технических систем.
https://ria.ru/20190305/1551538941.html

comments powered by Disqus
Общество
Мантуров: ПД-14 будет ставиться на первосерийную пятую машину по порядковому номеру (испытательному циклу)
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал «Звезде» о том, как развивается программа по испытаниям двигателей ПД-14, который будет уст...
Российские вертолеты и БЕ-200 одни из экспонатов авиасалона в Ле-Бурже
Фото: Леонид Фаерберг / Transport-Photo.com В пригороде Парижа — Ле Бурже в 53-й раз открылся один из крупнейших авиасалонов мира Paris Air Show. Мы ...
Многоцелевой самолет МАИ-411 получил сертификат летной годности
Многоцелевой четырехместный самолет МАИ-411 Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) Госкорпорации Ростех после испытаний получил сертификат лет...
20 июня в Волгоград встретит 18 одномоторных самолётов из Франции
ФОТО: terraoko.com Волгоград вошёл в число девяти городов России, где пройдёт крупнейшее европейское авиаралли Rallye Aéro France. Грандиозный воз...
Политика
В 2020-2021 годах ВАСО планирует расширить производственную программу
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ Воронежский авиазавод (ПАО «ВАСО», структура Объединенной авиастроительной корпорации) после замедления в 2018-2019 г...
Новые разработки ЦАГИ для борьбы с тряской на околозвуковых скоростях
ФОТО: ЦАГИ Модель крыла в аэродинамической трубе ЦАГИ при испытаниях нового способа управления обтеканием При полете на больших трансзвуковых скорост...
Проект CR929 подходит к этапу выбора поставщиков систем
Проект широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, разработку которого ведут совместно ОАК и китайская корпорация гражданског...
По результатам квалификационных испытаний «ОДК-УМПО» получит право серийного производства РД-33МК
Турбореактивный двигатель РД-33МК (разработчик – АО «ОДК-Климов», г. Санкт-Петербург) предназначен для истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. Готовност...
Армия
Истребители Су-57 при адаптации смогут базироваться на новом авианосце
Новейшие российские истребители пятого поколения Су-57 смогут базироваться на новом авианосце при условии их адаптации к кораблю, то есть "оморячивани...
Технический облик арктического вертолета Ми-26Т2ВА сформирован, он утвержден ВКС
ФОТО: © Пресс-служба холдинга "Вертолеты России" Холдинг "Вертолеты России" (входит в Ростех) разрабатывает арктическую версию самого тяжелого серийно...
Россия и Китай принимают на вооружение истребители-невидимки - США предпринимают шаги для сохранения превосходства своих ВВС
Противники США, в частности Китай, принимают на вооружение истребители пятого поколения, а также ракеты «воздух-воздух» большой дальности, благодаря к...
Беспилотник "КУБ-БЛА" поразил цели на земле - видео
Концерн "Калашников" опубликовал видео, на котором показан в действии ударный беспилотный комплекс "КУБ-БЛА". Он представлен в России на военно-технич...
Спорт
Волгоградский дзюдоист завоевал золотую медаль II Европейских игр
Волгоградец Арман Адамян стал чемпионом Европы, выиграв «золото» на чемпионате континента по дзюдо, который в рамках II Европейских игр состоялся в Бе...
Волгоградские спортсмены — лидеры межрегионального турнира для людей с ограниченными возможностями здоровья
Более 80 участников из Волгоградской и Воронежской областей вышли на старт межрегиональной спартакиады «Вперед к рекордам!». Спортивный праздник таког...
В Волгоградской области пройдет спортивный праздник для детей
Две лучшие команды станут участниками финального межрегионального турнира, который состоится в Волгограде в сентябре — сборные приедут из шести субъек...


Промышленность
В 2020-2021 годах ВАСО планирует расширить производственную программу
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ Воронежский авиазавод (ПАО «ВАСО», структура Объединенной авиастроительной корпорации) после замедления в 2018-2019 г...
Новые разработки ЦАГИ для борьбы с тряской на околозвуковых скоростях
ФОТО: ЦАГИ Модель крыла в аэродинамической трубе ЦАГИ при испытаниях нового способа управления обтеканием При полете на больших трансзвуковых скорост...
Проект CR929 подходит к этапу выбора поставщиков систем
Проект широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета CR929, разработку которого ведут совместно ОАК и китайская корпорация гражданског...
По результатам квалификационных испытаний «ОДК-УМПО» получит право серийного производства РД-33МК
Турбореактивный двигатель РД-33МК (разработчик – АО «ОДК-Климов», г. Санкт-Петербург) предназначен для истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-35. Готовност...
Экономика
ОАК расширила контракт на поставку Бе-200 в Чили
На авиасалоне Paris Air Show входящий в состав ОАК Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Г.М. Бериева расширил контракт ...
В EASA оценили поведение МС-21-300 в различных режимах на высотах до 12 000 метров - завершена 2 сессия сертификационных полетов
Эксперты Европейского агентства по безопасности полетов (European Union Aviation Safety Agency) завершили вторую сессию полетов в рамках программы вал...
Россия предлагает локализовать в Индии производство МиГ-35
В результате многолетнего плодотворного сотрудничества в области обороны Россия и Индия достигли высочайшего уровня взаимного доверия. Сейчас Россия п...
InterJet просит отремонтировать двигатели на SSJ 100 в долг
Как стало известно "Ъ", крупнейший зарубежный заказчик ближнемагистральных SSJ 100 - мексиканская InterJet готова сохранить уже полученные 22 самолета...
Транспорт
Мантуров: ПД-14 будет ставиться на первосерийную пятую машину по порядковому номеру (испытательному циклу)
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал «Звезде» о том, как развивается программа по испытаниям двигателей ПД-14, который будет уст...
Многоцелевой самолет МАИ-411 получил сертификат летной годности
Многоцелевой четырехместный самолет МАИ-411 Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ) Госкорпорации Ростех после испытаний получил сертификат лет...
Реализация проекта МС-21 сдвинется на год из-за санкций
Необходимость заместить иностранные композитные материалы в МС-21 не стала серьезной проблемой для реализации проекта, заявил "Интерфаксу" вице-премье...
Ростех не ожидает претензий «Аэрофлота» из-за срыва поставок МС-21
Серийные поставки самолётов МС-21 для авиакомпании "Аэрофлот" начнутся в 2021 году, сообщил глава Ростеха Сергей Чемезов. Изначально планировалось нач...
Сельское хозяйство
Волгоградские аграрии выполнили 64% плана сева яровых культур
Весенне-полевые работы в Волгоградской области продолжаются несмотря на выпавшие в течение майских праздников осадки: на сегодняшний день хозяйства ре...
На поддержку фермеров и развитие сельской кооперации в Волгоградской области будет выделено порядка 209 миллионов рублей
На создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в ближайшие три года Волгоградской области из федерального бюджета будет выделен...
4,5 миллиона деревьев высажено в волгоградском регионе в рамках проекта «Сохранение лесов»
По информации облкомприроды, весенние посевные и посадочные работы завершились во всех 22 лесничествах волгоградского региона. 4 миллиона 500 тысяч се...