Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на «кукурузниках»

23.02.2020  |  08:50
20
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на «кукурузниках»

ФОТО: Алексей Куденко / РИА Новости

Утром 20 февраля легкомоторный самолет Ан-2, принадлежавший частной компании, совершил жесткую посадку при взлете в Магадане. На борту находилось 14 человек (вахтовики и два члена экпижа), у пятерых врачи диагностировали компрессионный перелом позвоночника. Следователи уже рассматривают две основные версии произошедшего: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования. По информации в СМИ, самолет эксплуатировался в пассажирских и грузовых перевозках с 1985 по 2013 год, а в 2016 году в разобранном виде был выставлен на аукцион. Почему мы до сих пор летаем на «кукурузниках», производство которых было остановлено еще в 1970-е, и чем их планируют заменить — читайте в материале «Известий».

Царь полей и не только

Новенький легкий многоцелевой транспортный самолет Ан-2 выкатился из ангара для первого полета в 1947 году. «Кукурузник», который изначально проектировался в том числе для замены устаревшего сельскохозяйственного У-2, быстро стал многоцелевым.

Самолет выпускался почти в двух десятках модификаций, среди которых были: поплавковый самолет и транспортно-пассажирский; санитарный и самолет метеоразведки; пожарный и лесопожарный; ночной артиллерийский корректировщик и аэрофотосъемщик. Мощность двигателя Ан-2 — 1 тыс. л. с., максимальная скорость — 250 км/ч, грузоподъемность — до 1,5 тыс. кг.

К 1971 году в СССР построили более 5 тыс. машин, и на этом серийное производство Ан-2 прекратилось. Впрочем, «кукурузник» пришелся также по душе в Польше, где его выпускали вплоть до 2002 года. В 1956 году Ан-2 стали производить в Китае под привычным для местного уха названием «Фонгшу-2» и «Юншучжи-5».

Сотрудник спасательных служб на месте жесткой посадки самолета Ан-2 на аэродроме «Магадан-13». 20 февраля 2020 года

Сотрудник спасательных служб на месте жесткой посадки самолета Ан-2 на аэродроме Магадан-13. 20 февраля 2020 года

Фото: ТАСС/МЧС РФ по Магаданской области

Его ругали за неказистый внешний вид, но хвалили за неприхотливость: взлетно-посадочная полоса ему особо не нужна, он может взлетать с большой поляны (даже заснеженной) и колхозного поля.

Ан-2 даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, который производился более 60 лет. По некоторым данным, сейчас в мире эксплуатируется около 1,4 тыс. самолетов, а всего было построено около 18 тыс. Ан-2 в различных модификациях.

Морально устарел

Происшествия с Ан-2 далеко не редкость. В сентябре прошлого года Ан-2 совершил аварийную посадку на Кубани. Тогда никто не пострадал. В августе частный Ан-2 совершил вынужденную посадку в Якутии — двое из семи пассажиров погибли. В этом же месяце было еще два происшествия с Ан-2 — в Курской и Ростовской областях. В июле в Чечне во время опрыскивания полей «кукурузник» зацепился за провода ЛЭП и упал на жилой дом. Пилот и жительница дома были госпитализированы. Причины в каждом случае разные: ошибка пилотирования (где-то у пилота даже не было лицензии), неисправность техники, но о кризисе в малой авиации говорят давно. В 2017 году «непотопляемому» Ан-2 давали от силы 5–6 лет — «кукурузник» совсем износился. Исходя из расчетов ГосНИИ ГА, к 2023 году из эксплуатации выйдет 89% парка региональных коммерческих самолетов. К 2025 году потребуется 360–490 самолетов на 9–19 мест, а до 2030 года — более 600 (из них свыше 70% составят аналоги Ан-2 на 7–9 пассажиров).

Самолет Ан-2, упавший на частный дом в станице Новощедринской Шелковского района Чечни. 16 июля 2019 года

Самолет Ан-2, упавший на частный дом в станице Новощедринской Шелковского района Чечни. 16 июля 2019 года

Фото: РИА Новости/МЧС РФ

«Самолет для региональных и межрегиональных линий нам очень нужен… Потому что у нас огромная страна, расстояния большие, дороги плохие, а вертолетов на всех не хватает… Мы сейчас восстанавливаем базовые аэропорты, восстанавливаем небольшие аэропорты, и для них, соответственно, нужна техника», — говорил обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

Смена всё еще растет

Чем заменить устаревший, но такой нужный Ан-2? Звучат разные предложения: от легкого экраноплана до гибридного дирижабля. В январе с новым «кукурузником» поторопил президент: Владимир Путин поручил правительству продумать запуск серийного производства самолета «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС, а также сертификации с учетом реализации проекта по созданию легкого многоцелевого самолета.

Самолет ТВС-2ДТС «Байкал» — цельнокомпозитная модель, созданная в 2017 году новосибирским ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». По словам разработчиков, от Ан-2 новый самолет унаследовал размеры, взлетно-посадочные характеристики, но обошел по другим параметрам. Так, грузоподъемность «Байкала» увеличена на 2 т, при этом летает он быстрее (крейсерская скорость увеличена на 190 км/ч и составляет 300 км/ч), а топлива расходует примерно столько же, что и старый-добрый «кукурузник» (около 200 л авиационного топлива в час). В сентябре 2019 года Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) рекомендовал разработать «Байкал» с одним и с двумя двигателями.

Самолет ТВС-2ДТС «Байкал» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском

Самолет ТВС-2ДТС «Байкал» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском

Фото: commons.wikimedia.org/Alex Snow

Впрочем, как заметили в Минпромторге, «Байкал» Сибирского НИИ авиации — экспериментальный образец, созданный для отработки новых технологий. Для серийного производства нужна новая машина (с учетом полученного задела).

Конкурс на разработку самолета выиграла компания «Байкал-Инжиниринг» (входит в состав Уральского завода гражданской авиации). Бюджет опытно-конструкторских работ — 1,25 млрд рублей. И хотя серийное производство планируют начать в 2023 году, уже известно, что новый «Байкал» оснастят спасательной парашютной системой.

«Сейчас такие системы созданы для самолетов массой до 2 т, уже активно применяются и спасли много жизней. Наш самолет будет весить 5 т, разработчику мы заказали систему, рассчитанную на этот вес», — заявил генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха.

«Быстрее, чем на машине»

Пока запуск серийного производства нового «кукурузника» только обсуждается на самом высоком уровне, регионы пытаются летать на том, что уже есть, постепенно заменяя устаревшие образцы. Так, для полетов в отдаленные районы «Авиация Колымы» закупила два самолета ТВС-2МС, рассчитанные на 12 пассажиров каждый. Как писал «Авиапорт», ТВС-2МС — это ремоторизированный Ан-2 со своим фюзеляжем и крыльями, но с новой моторамой и американским керосиновым двигателем. При необходимости на эти самолеты быстро ставятся медицинские модули.

Пылиться в ангаре покупке некогда: самолеты стоят в расписании до 31 марта с полетами по трем направлениям — из Магадана в Сусуман, Омсукчан, Сеймчан и обратно.

Самолет ТВС-2ДТС «Байкал» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском

Самолет ТВС-2МС на Международном авиационно-космическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском

Фото: commons.wikimedia.org/Vitaly V. Kuzmin

Первый полет был долгим — из-за сильного ветра время в пути составило 2 часа 15 минут. Самолет летел осторожно, вдоль трассы, чтобы при отказе двигателя можно было приземлиться на асфальт. Хотя в экстренной ситуации машина может сесть и на замерзшую реку.

«Печка дует только на передние места. Рассадка, как в вертолете. В «кукурузнике» летели девять человек. Предполагается, что мест в самолете 12, но не представляю, где поместятся еще три человека. Самолет резкий, страшненько», — рассказывали после полета некоторые пассажиры, поеживаясь от холода.

Впрочем, всё относительно. Оптимистов по жизни полет не утомил. «Чувствую себя первопроходцем. Пока всё комфортно и быстрее, чем на машине», — заметила одна из летевших.

Позже представитель «Авиации Колымы» предположил, что в самолете было холодно, потому что пассажиры заставили багажом обогреватель и перекрыли поток теплого воздуха, но пообещал принять меры и доработать недостатки совместно с производителем и эксплуатирующей организацией.


comments powered by Disqus
Общество
6 апреля 1966-го два советских летчика ценой своей жизни увели от жилых кварталов Берлина Як-28П с отказавшими двигателями
Самолеты Як-28. Фото: Николай Акимов, Владимир Песляк / Фотохроника ТАСС Ровно 54 года назад - 6 апреля 1966-го - советские летчики капитан Борис К...
Запуск "Союза-2.1а" с экипажем запланирован на 9 апреля
Ракета-носитель "Союз-2.1а" © Пресс-служба Федерального космического агентства "Роскосмос"/ТАСС На стартовый комплекс космодрома Байконур, для первог...
Мусорные операторы в Волгоградской области просят поддержки государства
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, председатель совета директоров компании «Чистый город» П...
1 апреля 2020 года на всей территории Волгоградской области вводится режим домашней самоизоляции
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак” в целях предупреждения дальнейшего распространения на тер...
Политика
Волгоградцы ждут финансовую поддержку от государства
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, вся страна ждёт, что правительство одарит население и пр...
Получен первый контракт ООН на использование самолетов SuperJet 100
Самолет SSJ 100 © Юлия Кузьмина, AVIA.RU В марте 2020 года получен первый контракт ООН на использование самолетов SuperJet 100 для предоставления усл...
Полковник медслужбы рассказал о прибывших в Сербию вирусологах и терапевтах - видео
© Фото: ТРК "Звезда" Ранее президенты России и Сербии Владимир Путин и Александр Вучич договорились об оказании гуманитарной помощи с российской ст...
«Авиастар-СП» изготовил киль для самолета МС-21-300
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация Специалисты ульяновского самолетостроительного предприятия «Авиастар-СП» завершили работы по изготов...
Армия
Ка-29 ТОФ открыли огонь неуправляемыми ракетами по кораблям "противника" - видео
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» Вертолетчики ТОФ открыли огонь по «вражеским» катерам неуправляемыми ракетами: кадры учений. Всего во время учений на Ка...
Боевые стрельбы корветов в Балтийском море - видео
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» В плановых учениях корабельных сил Балтийского флота участвовали порядка 20 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения...
Французский журнал Capital назвал Су-57 жемчужиной российской авиации
ФОТО: Минобороны РФ Во Франции выразили восхищение сверхманевренностью российского истребителя пятого поколения Су-57. Новейший самолет удостоился ...
Видео: ПВО армейского корпуса Черноморского флота - боевые стрельбы в Крыму
ФОТО: Минобороны России Подразделения войск противовоздушной обороны армейского корпуса Черноморского флота провели боевые стрельбы на межвидовом п...
Спорт
«Ротор» снова меняет тренера
ФОТО: «Спортивный клуб «Ротор» Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, Игорь Меньщиков довёл команду до первой строчки в первенстве ФНЛ и покин...
Более 160 спортсменов примут участие в Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам в Чечне
Более 160 спортсменов из 13 регионов подали заявки на участие в первом на Северном Кавказе Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам парашютного сп...
В День морской пехоты в Санкт-Петербурге состоится боксерский турнир на Кубок «Звезда морского пехотинца»
27 ноября, в День морской пехоты, Главным командованием Военно-Морского Флота совместно с Евразийской федерацией профессионального бокса и ветеранами ...


Промышленность
«Авиастар-СП» изготовил киль для самолета МС-21-300
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация Специалисты ульяновского самолетостроительного предприятия «Авиастар-СП» завершили работы по изготов...
В Благовещенске заложили гидрографическое судно «Василий Бубнов» - видео
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» Торжественная церемония закладки малого гидрографического судна проекта 19 910 состоялась на стапеле эллинга АО «Судостр...
Заводы, производящие автобусы «Волжанин» могут сменить собственника
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, ходят активные слухи о том, что бизнес купила компания ...
МС-21-300, оснащенный пассажирским салоном, совершил перелет из Иркутска в ЛИИ Громова
ФОТО: © Алексей Кондратов / AVIA.RU Четвертый опытный самолет МС-21-300, предназначенный для летных испытаний, совершил беспосадочный перелет из Ир...
Экономика
Экономический кризис в Волгоградской области затянется
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, уже сейчас сейчас предприниматели планируют период паден...
Бюджетные расходы на гражданское авиастроение могут вырасти на 170 млрд рублей
Самолет МС-21 Фото корпорации "Иркут" Правительство обновило госпрограмму «Развитие авиационной промышленности». Как следует из постановления прав...
Волгоградская область подтвердила показатель IC6 в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ
ФОТО: © «Национальное Рейтинговое Агентство» Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, Волгоградская область подтвердила рейтинг IC6. Наш номер 6...
Сборка фюзеляжа первого серийно производимого самолета Ил-114-300 началась в России
ФОТО: ТРК "Звезда" "РСК "МиГ" на производственной площадке авиазавода "Сокол" приступило к изготовлению отсеков фюзеляжа первого самолета Ил-114-30...
Транспорт
На трассе Р-22 "Москва-Волгоград" два пассажирских рейсовых автобуса разъехались по обочинам - один перевернулся
ФОТО: телеграм-канал “Сталингумрак” Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, 22 марта ооколо 7 часов утра на 566 километре трассы Р-22 "Москва-В...
Андрей Бочаров поставил задачи по завершению второго этапа ремонта на Волжской ГЭС
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак” в 2020 году подрядной организации ООО «Рисна» предстоит о...
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на «кукурузниках»
ФОТО: Алексей Куденко / РИА Новости Новенький легкий многоцелевой транспортный самолет Ан-2 выкатился из ангара для первого полета в 1947 году. «Кукур...
Комплексы видеофиксации на дорогах волгоградские чиновники решили превратить в бизнес
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, эту сферу тоже отдаём в концессию. Раньше неоднократно в...
Сельское хозяйство
Гордость Волгоградской области - фермер Андрей Прошаков, смог-таки пообщаться с Президентом
ФОТО: ТВ Россия Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, гордость Волгоградской области - фермер Андрей Прошаков, смог-таки пообщаться с Президе...
Сенаторы предложат кабмину поддержать производство небольших самолётов
Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков В России необходима программа, по которой будут стимулировать производство лёгких и сверхлёгких воздушных судов, ...
Серийное производство самолетов на замену Ан-2 наметили на 2023 год
Ан-2 Фото: РИА Новости/Алексей Куденко Серийное производство легкого многоцелевого самолета (ЛМС) для местных воздушных линий, который придет на замен...
Депутат Госдумы: России должно быть стыдно покупать «китайские копии» АН-2
Ан-2 на лыжном шасси, 2009 ФОТО: Sergey Ryabtsev В Госдуме вызвало недоумение, стыд и обиду намерение России закупить у Китая шесть копий советског...