30 лет подвигу Волгоградского экипажа Владимира Дунаева, посадившего свой ТУ-134 в заснеженном поле под Первоуральском

13.01.2020  |  09:47
12
30 лет подвигу Волгоградского экипажа Владимира Дунаева, посадившего свой ТУ-134 в заснеженном поле под Первоуральском

В Волгограде почтили память экипажа, героически погибшего 30 лет назад под Первоуральском. 12 января 1990 года экипаж самолёта Ту 134А, бортовой номер СССР-65951, в составе:

КВС Дунаев Владимир Евгеньевич,

второй пилот Слепцов Александр Викторович,

штурман Шилинков Георгий Евгеньевич,

бортмеханник Лукьянов Александр Николаевич,

бортпроводник Мотырева Любовь Николаевна,

бортпроводник Бобровских Наталья Петровна

выполнял рейс Волгоград – Уфа – Тюмень – Уфа – Волгоград. В тот период много рейсов по метеоусловиям выполнялись с задержками, в том числе и этот рейс был задержан на много часов.

До Тюмени рейс выполнялся в штатном режиме без отклонений. Из Тюмени самолёт вылетел 13.01.1990 г. в 12.24. После набора высоты через 22 минут полёта пассажиры почувствовали запах гари и задымление в задней части пассажирского салона и сработала сигнализация "Дым в заднем багажном отсеке".  Бортпроводники немедленно доложили КВС о задымлении. По команде КВС Дунаева В.Е. бортмеханик быстро прошёл в задний багажный отсек.

К этому моменту салон быстро наполнялся едким дымом. Открыв дверь, бортмеханик обнаружил интенсивное возгорание в центральной распределительной панели, которая была плотно закрыта багажом пассажиров, понял невозможность добраться до очага пожара, закрыл дверь.

Бегом пробежал в пилотскую кабину, доложил о нарастающем пожаре командиру ВС. К этому моменту начались отказы приборов с электропитанием. Экипаж был лишён возможности пилотирования по приборам. Аэродром Екатеринбурга был закрыт густым туманом, поэтому посадка на нём была невозможна ни визуально, ни приборам. КВС принимает решение выключить двигатели, экстренно снижаться и выполнять вынужденную посадку вне аэродрома. Бортпроводники деловито и обстоятельно подготовили пассажиров к экстренному снижению и вынужденной посадке, не допустили паники в задымлённом салоне. Заставили пассажиров одеть тёплые вещи и застегнуть привязные ремни. Мотырева Л.Е заняла место в средине пассажирского салона. Бобровских Н.П. после контроля салона прошла на кухню с кислородными баллонами, но занять кресло и пристегнуть привязные ремни к моменту приземления не успела.  

За Екатеринбургом, в районе Первоуральска стала просматриваться земля. За 8минут экипаж выполнил экстренное снижение. Весь экипаж был сконцентрирован, собран, каждый чётко понимал и выполнял свою роль, контролировал и поддерживал друг друга. Это был настоящий Экипаж с большой буквы! Особенно сильным было звено КВС – второй пилот. КВС Дунаев В.Е. до переучивания на самолёт Ту-134А много лет пролетал на самолёте Ан-2 на авиахимработах, был отличным командиром звена, воспитал и обучил десятки пилотов очень высокого уровня. Имел допуск и огромный опыт полетов на площадки, подобранные с воздуха. Второй пилот Слепцов А.В. был кандидатом на ввод в строй командиром самолёта. По своей подготовке, интеллектуальному уровню, дисциплинированности, принципиальности он давно был достоин стать командиром корабля, вопрос заключался только в отсутствии вакансии.

Дунаев В.Е. выполнил заход на поле, который мог выполнить только он с его мастерством, хладнокровием и огромным опытом полётов на авиахимработах. Заход осуществлялся без показаний приборов, в условиях ограниченной видимости и низовой метели. Поэтому Дунаев В.Е. построил заход на посадку через город как хорошо просматриваемый ориентир. Снижение выполнялось по очень крутой глиссаде, так как на окраине города вдоль дороги стояли многолетние деревья высотой около 30 метров. Приземление самолёта было выполнено практически без выдерживания и с минимальной перегрузкой для этих условий. Это было необходимо сделать из-за ограниченных размеров поля. Дунаев В.Е. за считаные секунды, в лесистой местности выбрал площадку, оценил условия приземления и безукоризненно выполнил посадку. Но случилось то, чего невозможно было предвидеть и обнаружить визуально.

Выбранное поле было оборудовано системой полива, которая была скрыта высоким снежным покровом. На большой скорости произошло столкновение с этой системой. Была срезана правая половина крыла, подъёмная сила второй половины перевернула и начала вращение самолёта, изменила траекторию движения. В перевёрнутом положении самолёт стремительно продолжил скольжение, но не в чистое поле, а в балку, поросшую лесом. Это стало причиной столь трагических последствий для экипажа и пассажиров. И всё-таки 40 человек пассажиров из 64, бортмеханик Лукьянов А.Н. и бортпроводник Бобровских Н.П. остались живы благодаря высочайшему мастерству, мужеству, хладнокровию лётного экипажа и смогли рассказать о последних минутах этого полёта. Температура у земли была -24 градуса, ветер 18 м/с, высота снежного покрова 1м.

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

Наибольшие травмы получили пассажиры, находившиеся с правой стороны салона у иллюминаторов. Именно там и заняла место Мотырева Л.Н., чтобы оказать помощь пострадавшим после приземления. Бобровских Н.П. при столкновении по инерции отбросило в пилотскую кабину и при вращении самолёта она получила серьёзные травмы головы. Тем не менее после остановки самолёта пыталась оказывать помощь пассажирам пока не потеряла сознание.

Оставшиеся в живых и не получившие серьёзных травм четверо мужчин помогали эвакуироваться пострадавшим пассажирам.

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

В тот период в силу ряда исторических причин подвиг экипажа КВС Дунаева В.Е. не получил публичной и объективной оценки. Во-первых, все расследования проходили под грифом "Секретно". Во-вторых, этот случай возгорания ЦРП был седьмым и после этого были внесены ограничения по загрузке заднего багажника. В-третьих, самолёт Ту-134А был самым массовым, а остановка его эксплуатации грозила коллапсом воздушных перевозок. Но самое главное – наступал период смены политического и экономического строя страны и было не до таких "мелочей".

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

Прошло 30 лет с той трагической посадки, но ежегодно 13 января и в последнюю субботу сентября коллеги по лётной работе, друзья и родственники приходят к мемориалу героического Экипажа почтить память погибших, вспомнить об их подвиге. Но живых свидетелей остаётся всё меньше и меньше, а утрата памяти и объективной оценки подвига как вырванный кусочек из истории страны. Назвать героев героями, а подвиг подвигом – это заживить рану в истории страны и в душах родственников, друзей и коллег. Для этого необходимо отдать дань их подвигу и наградить членов экипажа правительственными наградами, которые они заслужили своим мастерством, мужеством и своей жизнью. Это будет мудро и справедливо.

Все члены экипажа, погибшие и оставшиеся в живых, достойны награждения Орденами Мужества.

Командир

КВС Дунаев Владимир Евгеньевич начал лётную работу в 1960 г. Настойчивый, пытливый, выдержанный, постоянно работающий над собой впитывал и развивал всё лучшее что видел у своих командиров. Со временем и сам стал одним из лучших пилотов. Доброжелательный и терпеливый передавал секреты мастерства вторым пилотам и командирам самолетов. В коллективе его авторитет был очень высоким, при этом не было ни тени величия и зазнайства. Охотно воспринимал знания и опыт не зависимо от кого они исходили. Спокойно воспринимал замечания и до мельчайших подробностей разбирал собственные ошибки. Его всегда отличала высокая степень надёжности как профессионала и человека. Простотой, доступностью, доброжелательностью он притягивал людей и все с желанием работали в его экипаже. В последнем полёте ярко сказались все его лучшие качества профессионала, мужественного и опытного человека, умеющего сплотить экипаж в самой экстремальной ситуации. На эшелоне выключить двигатели, экстренно выполнить снижение, найти площадку для посадки в лесистой местности, точно попасть на неё и на последнем этапе лавируя уйти от столкновения с заводскими трубами – это настоящий подвиг. 

Обращение заслуженных пилотов России к губернатору Волгоградской области Бочарову

        Уважаемый Андрей Иванович, обращается к Вам группа пилотов немало повидавших и переживших на своём веку, каждому из нас присвоено почётное звание Заслуженный пилот СССР или России, награждены правительственными наградами.

         Мы ознакомились с инициативой Волгоградских ветеранов гражданской авиации, обстоятельствами катастрофы с самолётом Ту-134А 13 января 1990 года, решениями и действиями экипажа. Уверены, что Вы также знакомы с обстоятельствами той беды и инициативой Волгоградских авиаторов. Управлять горящим самолетом при экстренном снижении с высоты 10600 метров, при этом произвольно срабатывает сигнализация о пожаре двигателей, отказывают пилотажные приборы, пассажиры задыхаются от дыма – это надо иметь недюжную силу воли и мастерство!

С каждой минутой ситуация становилась всё сложнее и сложнее. Чего только стоит решение о посадке вне аэродрома! Оно было абсолютно обоснованным и блестяще выполненным. Маневрируя между заводских труб по крутой глиссаде командир корабля находит в лесистой местности поле на окраине города и сажает самолёт. Все члены экипажа работают как единая команда и нацелены на спасение пассажиров. Дорогого стоит выдержка и выучка бортпроводников! За 8 минут они не допустили паники в задымлённом салоне, всех пассажиров предупредили, одели, пристегнули. Одна заняла место в салоне около аварийного выхода, вторая с кислородными баллонами перед посадкой стремилась занять место около основного выхода, но не успела.

         Действия экипажа в той аварийной посадке – это настоящий подвиг! И Сталинградская земля не оскудела героями.

         Не ради славы, а ради исторической справедливости и популяризации настоящего мастерства и мужества ради спасения жизни пассажиров мы поддерживаем инициативу наших Волгоградских коллег. Надеемся на Ваше понимание и поддержку. Заранее благодарны и признательны.

Репортаж о выжившем бортмеханике того рейса, Александре Лукьянове, снятый два года назад.


comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Армия
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Defence 24: российская армия увеличила число применяемых против ВСУ бомб с УМПК
В марте российские силы применили рекордное количество бомб с УМПК, сообщает Defence 24. В апреле их может быть еще больше. Это представляет серьезную...
ВКС России накрыли в Славянске около 60 наемников и кадровых офицеров ВСУ
Су-35 ВКС России. Фото: Валентин Капустин / РИА Новости Около 60 иностранных наемников и кадровых офицеров ВСУ уничтожены ударом ВКС России в Славянск...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
В 2014-2015 годах началась работа над проектом обновленного пассажирского самолета Ил-114-300. На самолете было решено установить два новых турбови...
Видео - второй опытный Ил-114-300 совершил первый полет
Объединенная авиастроительная корпорация Ростеха возобновила программу летных испытаний пассажирского турбовинтового Ил-114-300. К ней подключена втор...
Экономика
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Стандарт менеджмента качества
Существуют особые требования к качеству любых товаров и услуг. На каждом предприятии, в зависимости от страны, региона они могут отличаться. И чтобы и...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.