30 лет подвигу Волгоградского экипажа Владимира Дунаева, посадившего свой ТУ-134 в заснеженном поле под Первоуральском

13.01.2020  |  09:47
12
30 лет подвигу Волгоградского экипажа Владимира Дунаева, посадившего свой ТУ-134 в заснеженном поле под Первоуральском

В Волгограде почтили память экипажа, героически погибшего 30 лет назад под Первоуральском. 12 января 1990 года экипаж самолёта Ту 134А, бортовой номер СССР-65951, в составе:

КВС Дунаев Владимир Евгеньевич,

второй пилот Слепцов Александр Викторович,

штурман Шилинков Георгий Евгеньевич,

бортмеханник Лукьянов Александр Николаевич,

бортпроводник Мотырева Любовь Николаевна,

бортпроводник Бобровских Наталья Петровна

выполнял рейс Волгоград – Уфа – Тюмень – Уфа – Волгоград. В тот период много рейсов по метеоусловиям выполнялись с задержками, в том числе и этот рейс был задержан на много часов.

До Тюмени рейс выполнялся в штатном режиме без отклонений. Из Тюмени самолёт вылетел 13.01.1990 г. в 12.24. После набора высоты через 22 минут полёта пассажиры почувствовали запах гари и задымление в задней части пассажирского салона и сработала сигнализация "Дым в заднем багажном отсеке".  Бортпроводники немедленно доложили КВС о задымлении. По команде КВС Дунаева В.Е. бортмеханик быстро прошёл в задний багажный отсек.

К этому моменту салон быстро наполнялся едким дымом. Открыв дверь, бортмеханик обнаружил интенсивное возгорание в центральной распределительной панели, которая была плотно закрыта багажом пассажиров, понял невозможность добраться до очага пожара, закрыл дверь.

Бегом пробежал в пилотскую кабину, доложил о нарастающем пожаре командиру ВС. К этому моменту начались отказы приборов с электропитанием. Экипаж был лишён возможности пилотирования по приборам. Аэродром Екатеринбурга был закрыт густым туманом, поэтому посадка на нём была невозможна ни визуально, ни приборам. КВС принимает решение выключить двигатели, экстренно снижаться и выполнять вынужденную посадку вне аэродрома. Бортпроводники деловито и обстоятельно подготовили пассажиров к экстренному снижению и вынужденной посадке, не допустили паники в задымлённом салоне. Заставили пассажиров одеть тёплые вещи и застегнуть привязные ремни. Мотырева Л.Е заняла место в средине пассажирского салона. Бобровских Н.П. после контроля салона прошла на кухню с кислородными баллонами, но занять кресло и пристегнуть привязные ремни к моменту приземления не успела.  

За Екатеринбургом, в районе Первоуральска стала просматриваться земля. За 8минут экипаж выполнил экстренное снижение. Весь экипаж был сконцентрирован, собран, каждый чётко понимал и выполнял свою роль, контролировал и поддерживал друг друга. Это был настоящий Экипаж с большой буквы! Особенно сильным было звено КВС – второй пилот. КВС Дунаев В.Е. до переучивания на самолёт Ту-134А много лет пролетал на самолёте Ан-2 на авиахимработах, был отличным командиром звена, воспитал и обучил десятки пилотов очень высокого уровня. Имел допуск и огромный опыт полетов на площадки, подобранные с воздуха. Второй пилот Слепцов А.В. был кандидатом на ввод в строй командиром самолёта. По своей подготовке, интеллектуальному уровню, дисциплинированности, принципиальности он давно был достоин стать командиром корабля, вопрос заключался только в отсутствии вакансии.

Дунаев В.Е. выполнил заход на поле, который мог выполнить только он с его мастерством, хладнокровием и огромным опытом полётов на авиахимработах. Заход осуществлялся без показаний приборов, в условиях ограниченной видимости и низовой метели. Поэтому Дунаев В.Е. построил заход на посадку через город как хорошо просматриваемый ориентир. Снижение выполнялось по очень крутой глиссаде, так как на окраине города вдоль дороги стояли многолетние деревья высотой около 30 метров. Приземление самолёта было выполнено практически без выдерживания и с минимальной перегрузкой для этих условий. Это было необходимо сделать из-за ограниченных размеров поля. Дунаев В.Е. за считаные секунды, в лесистой местности выбрал площадку, оценил условия приземления и безукоризненно выполнил посадку. Но случилось то, чего невозможно было предвидеть и обнаружить визуально.

Выбранное поле было оборудовано системой полива, которая была скрыта высоким снежным покровом. На большой скорости произошло столкновение с этой системой. Была срезана правая половина крыла, подъёмная сила второй половины перевернула и начала вращение самолёта, изменила траекторию движения. В перевёрнутом положении самолёт стремительно продолжил скольжение, но не в чистое поле, а в балку, поросшую лесом. Это стало причиной столь трагических последствий для экипажа и пассажиров. И всё-таки 40 человек пассажиров из 64, бортмеханик Лукьянов А.Н. и бортпроводник Бобровских Н.П. остались живы благодаря высочайшему мастерству, мужеству, хладнокровию лётного экипажа и смогли рассказать о последних минутах этого полёта. Температура у земли была -24 градуса, ветер 18 м/с, высота снежного покрова 1м.

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

Наибольшие травмы получили пассажиры, находившиеся с правой стороны салона у иллюминаторов. Именно там и заняла место Мотырева Л.Н., чтобы оказать помощь пострадавшим после приземления. Бобровских Н.П. при столкновении по инерции отбросило в пилотскую кабину и при вращении самолёта она получила серьёзные травмы головы. Тем не менее после остановки самолёта пыталась оказывать помощь пассажирам пока не потеряла сознание.

Оставшиеся в живых и не получившие серьёзных травм четверо мужчин помогали эвакуироваться пострадавшим пассажирам.

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

В тот период в силу ряда исторических причин подвиг экипажа КВС Дунаева В.Е. не получил публичной и объективной оценки. Во-первых, все расследования проходили под грифом "Секретно". Во-вторых, этот случай возгорания ЦРП был седьмым и после этого были внесены ограничения по загрузке заднего багажника. В-третьих, самолёт Ту-134А был самым массовым, а остановка его эксплуатации грозила коллапсом воздушных перевозок. Но самое главное – наступал период смены политического и экономического строя страны и было не до таких "мелочей".

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

Прошло 30 лет с той трагической посадки, но ежегодно 13 января и в последнюю субботу сентября коллеги по лётной работе, друзья и родственники приходят к мемориалу героического Экипажа почтить память погибших, вспомнить об их подвиге. Но живых свидетелей остаётся всё меньше и меньше, а утрата памяти и объективной оценки подвига как вырванный кусочек из истории страны. Назвать героев героями, а подвиг подвигом – это заживить рану в истории страны и в душах родственников, друзей и коллег. Для этого необходимо отдать дань их подвигу и наградить членов экипажа правительственными наградами, которые они заслужили своим мастерством, мужеством и своей жизнью. Это будет мудро и справедливо.

Все члены экипажа, погибшие и оставшиеся в живых, достойны награждения Орденами Мужества.

Командир

КВС Дунаев Владимир Евгеньевич начал лётную работу в 1960 г. Настойчивый, пытливый, выдержанный, постоянно работающий над собой впитывал и развивал всё лучшее что видел у своих командиров. Со временем и сам стал одним из лучших пилотов. Доброжелательный и терпеливый передавал секреты мастерства вторым пилотам и командирам самолетов. В коллективе его авторитет был очень высоким, при этом не было ни тени величия и зазнайства. Охотно воспринимал знания и опыт не зависимо от кого они исходили. Спокойно воспринимал замечания и до мельчайших подробностей разбирал собственные ошибки. Его всегда отличала высокая степень надёжности как профессионала и человека. Простотой, доступностью, доброжелательностью он притягивал людей и все с желанием работали в его экипаже. В последнем полёте ярко сказались все его лучшие качества профессионала, мужественного и опытного человека, умеющего сплотить экипаж в самой экстремальной ситуации. На эшелоне выключить двигатели, экстренно выполнить снижение, найти площадку для посадки в лесистой местности, точно попасть на неё и на последнем этапе лавируя уйти от столкновения с заводскими трубами – это настоящий подвиг. 

Обращение заслуженных пилотов России к губернатору Волгоградской области Бочарову

        Уважаемый Андрей Иванович, обращается к Вам группа пилотов немало повидавших и переживших на своём веку, каждому из нас присвоено почётное звание Заслуженный пилот СССР или России, награждены правительственными наградами.

         Мы ознакомились с инициативой Волгоградских ветеранов гражданской авиации, обстоятельствами катастрофы с самолётом Ту-134А 13 января 1990 года, решениями и действиями экипажа. Уверены, что Вы также знакомы с обстоятельствами той беды и инициативой Волгоградских авиаторов. Управлять горящим самолетом при экстренном снижении с высоты 10600 метров, при этом произвольно срабатывает сигнализация о пожаре двигателей, отказывают пилотажные приборы, пассажиры задыхаются от дыма – это надо иметь недюжную силу воли и мастерство!

С каждой минутой ситуация становилась всё сложнее и сложнее. Чего только стоит решение о посадке вне аэродрома! Оно было абсолютно обоснованным и блестяще выполненным. Маневрируя между заводских труб по крутой глиссаде командир корабля находит в лесистой местности поле на окраине города и сажает самолёт. Все члены экипажа работают как единая команда и нацелены на спасение пассажиров. Дорогого стоит выдержка и выучка бортпроводников! За 8 минут они не допустили паники в задымлённом салоне, всех пассажиров предупредили, одели, пристегнули. Одна заняла место в салоне около аварийного выхода, вторая с кислородными баллонами перед посадкой стремилась занять место около основного выхода, но не успела.

         Действия экипажа в той аварийной посадке – это настоящий подвиг! И Сталинградская земля не оскудела героями.

         Не ради славы, а ради исторической справедливости и популяризации настоящего мастерства и мужества ради спасения жизни пассажиров мы поддерживаем инициативу наших Волгоградских коллег. Надеемся на Ваше понимание и поддержку. Заранее благодарны и признательны.

Репортаж о выжившем бортмеханике того рейса, Александре Лукьянове, снятый два года назад.


comments powered by Disqus
Общество
Бывший вице-мэр Волгограда Андрей Доронин проведёт в колонии 3 года за мошенничество
ФОТО: © ООО "ИД "Волгоградская правда" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, вину признал, но, скорее всего, решение суда обжалует. Да и чер...
Волгоград вошёл в пятерку самых дорогих городов России
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, рейтинг составил сайт Numbeo. В него вошли 440 самых дор...
В Волгоградскую область морозы не пришли, поэтому купели не вырезают изо льда, а организуют с берега
Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, в этом году крещенские морозы в Волгоградскую область не пришли. Да и никакие пока не пришли. Поэтому куп...
Комплексы видеофиксации на дорогах волгоградские чиновники решили превратить в бизнес
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, эту сферу тоже отдаём в концессию. Раньше неоднократно в...
Политика
Первые двигатели ПД-14 поставлены на ИАЗ для установки на МС-21
ФОТО: ГК "Ростех" На Иркутский авиационный завод доставлены первые турбореактивные двухконтурные двигатели ПД-14 производства «ОДК – Пермские мото...
Засекреченный российский радар впервые показали на видео
В России разрабатывается бортовой радар с особыми возможностями. Телеканал "Звезда" опубликовал видео, в котором показан новейшая бортовая радиолокаци...
Российская РЛС видела возможную атаку ВВС США по Ирану в момент катастрофы с украинским гражданским самолетом
Фото: REUTERS/Lockheed Martin/Darin Russell Наши системы противовоздушной обороны видели возможную атаку ВВС США по Ирану в момент катастрофы с укр...
ТВС-2ДТС "Байкал" пока не будут запускать в серию
ФОТО: © Ладислав Карпов/ТАСС Самолет ТВС-2ДТС «Байкал», разработанный в новосибирском СибНИА имени Чаплыгина, пока не будут запускать в серийное прои...
Армия
Ка-52 получит широкополосную систему связи
Вертолеты Ка-52 Фото пресс-службы ОАО "Вертолеты России" Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» станет единственным в мире вертолетом, ...
Четвероногие саперы: как собаки помогают обезвреживать мины в Сирии
Фото: Минобороны РФ/РИА Новости Газета "Красная звезда" по случаю Дня инженерных войск посвятила статью работе Международного противоминного центра В...
Military Watch: Россия разрабатывает третий класс скрытных стратегических бомбардировщиков нового поколения
Тяжелый ударный беспилотник "Охотник" © Пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС Российские вооруженные силы намерены ввести в действие третий класс межконтин...
Чжунго цзюньван Китай: «Сармат» новая опора стратегических сил России
ФОТО: © Минобороны РФ 24 декабря 2019 года на сайте Кремля было опубликовано заявление, в котором президент России Владимир Путин отметил, что страна...
Спорт
«Ротор» снова меняет тренера
ФОТО: «Спортивный клуб «Ротор» Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, Игорь Меньщиков довёл команду до первой строчки в первенстве ФНЛ и покин...
Более 160 спортсменов примут участие в Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам в Чечне
Более 160 спортсменов из 13 регионов подали заявки на участие в первом на Северном Кавказе Чемпионате России по аэротрубным дисциплинам парашютного сп...
В День морской пехоты в Санкт-Петербурге состоится боксерский турнир на Кубок «Звезда морского пехотинца»
27 ноября, в День морской пехоты, Главным командованием Военно-Морского Флота совместно с Евразийской федерацией профессионального бокса и ветеранами ...


Промышленность
Первые двигатели ПД-14 поставлены на ИАЗ для установки на МС-21
ФОТО: ГК "Ростех" На Иркутский авиационный завод доставлены первые турбореактивные двухконтурные двигатели ПД-14 производства «ОДК – Пермские мото...
Засекреченный российский радар впервые показали на видео
В России разрабатывается бортовой радар с особыми возможностями. Телеканал "Звезда" опубликовал видео, в котором показан новейшая бортовая радиолокаци...
ТВС-2ДТС "Байкал" пока не будут запускать в серию
ФОТО: © Ладислав Карпов/ТАСС Самолет ТВС-2ДТС «Байкал», разработанный в новосибирском СибНИА имени Чаплыгина, пока не будут запускать в серийное прои...
Волгоградское оборонное предприятие «Титан-Баррикады» объявило о сокращении сотрудников
ФОТО: cdbtitan.ru Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, причиной стали финансовые трудности предприятия. В ближайшее время, руководители долж...
Экономика
Волгоградстат посчитал,что средние зарплаты волгоградцев выросли на 4,7%
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, это за период с января по октябрь прошлого года. Принесл...
В январе ВМФ передадут стратегическую подлодку нового проекта
Фото: Олег Кулешов/ РИА Новости Первая АПЛ проекта "Борей-А", стратегический ракетоносец "Князь Владимир" будет передана ВМФ России до конца января. ...
В следующем году начнётся активная фаза строительства дублера Второй Продольной Волгограда
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области 2019 Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, с начала соединят Обувную фабрику с Акварелью, а до 2...
«Красный Октябрь» перевыполнил ноябрьский план по производству жидкой стали
ФОТО: © ВМК "Красный Октябрь" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, в ноябре в электросталеплавильном цехе №2 и цехе фасонного литья волгоградск...
Транспорт
Комплексы видеофиксации на дорогах волгоградские чиновники решили превратить в бизнес
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, эту сферу тоже отдаём в концессию. Раньше неоднократно в...
"Северсталь" начала перевозить пассажиров на Superjet 100 с горизонтальными законцовками
ФОТО: «Гражданские самолеты Сухого» Российское авиапредприятие "Северсталь" (базируется в череповецком аэропорту и управляет им) приступило в начал...
МС-21 с российским ПД-14 может быть сертифицирован в 2022 году
Пассажирский самолет МС-21 с российским двигателем ПД-14 может быть сертифицирован в 2022 году. Об этом сообщил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь в интервь...
Казахстанская компания начала возить грузы на самолете Ил-18, ранее это был Ил-20 ВС Украины
ФОТО: http://www.ato.ru Новая казахстанская компания IrMa Air Service, которая оказывает услуги в области грузовых авиаперевозок, в середине июля на...
Сельское хозяйство
Гордость Волгоградской области - фермер Андрей Прошаков, смог-таки пообщаться с Президентом
ФОТО: ТВ Россия Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, гордость Волгоградской области - фермер Андрей Прошаков, смог-таки пообщаться с Президе...
Сенаторы предложат кабмину поддержать производство небольших самолётов
Фото: © РИА Новости / Виталий Аньков В России необходима программа, по которой будут стимулировать производство лёгких и сверхлёгких воздушных судов, ...
Серийное производство самолетов на замену Ан-2 наметили на 2023 год
Ан-2 Фото: РИА Новости/Алексей Куденко Серийное производство легкого многоцелевого самолета (ЛМС) для местных воздушных линий, который придет на замен...
Депутат Госдумы: России должно быть стыдно покупать «китайские копии» АН-2
Ан-2 на лыжном шасси, 2009 ФОТО: Sergey Ryabtsev В Госдуме вызвало недоумение, стыд и обиду намерение России закупить у Китая шесть копий советског...