30 лет подвигу Волгоградского экипажа Владимира Дунаева, посадившего свой ТУ-134 в заснеженном поле под Первоуральском

13.01.2020  |  09:47
12
30 лет подвигу Волгоградского экипажа Владимира Дунаева, посадившего свой ТУ-134 в заснеженном поле под Первоуральском

В Волгограде почтили память экипажа, героически погибшего 30 лет назад под Первоуральском. 12 января 1990 года экипаж самолёта Ту 134А, бортовой номер СССР-65951, в составе:

КВС Дунаев Владимир Евгеньевич,

второй пилот Слепцов Александр Викторович,

штурман Шилинков Георгий Евгеньевич,

бортмеханник Лукьянов Александр Николаевич,

бортпроводник Мотырева Любовь Николаевна,

бортпроводник Бобровских Наталья Петровна

выполнял рейс Волгоград – Уфа – Тюмень – Уфа – Волгоград. В тот период много рейсов по метеоусловиям выполнялись с задержками, в том числе и этот рейс был задержан на много часов.

До Тюмени рейс выполнялся в штатном режиме без отклонений. Из Тюмени самолёт вылетел 13.01.1990 г. в 12.24. После набора высоты через 22 минут полёта пассажиры почувствовали запах гари и задымление в задней части пассажирского салона и сработала сигнализация "Дым в заднем багажном отсеке".  Бортпроводники немедленно доложили КВС о задымлении. По команде КВС Дунаева В.Е. бортмеханик быстро прошёл в задний багажный отсек.

К этому моменту салон быстро наполнялся едким дымом. Открыв дверь, бортмеханик обнаружил интенсивное возгорание в центральной распределительной панели, которая была плотно закрыта багажом пассажиров, понял невозможность добраться до очага пожара, закрыл дверь.

Бегом пробежал в пилотскую кабину, доложил о нарастающем пожаре командиру ВС. К этому моменту начались отказы приборов с электропитанием. Экипаж был лишён возможности пилотирования по приборам. Аэродром Екатеринбурга был закрыт густым туманом, поэтому посадка на нём была невозможна ни визуально, ни приборам. КВС принимает решение выключить двигатели, экстренно снижаться и выполнять вынужденную посадку вне аэродрома. Бортпроводники деловито и обстоятельно подготовили пассажиров к экстренному снижению и вынужденной посадке, не допустили паники в задымлённом салоне. Заставили пассажиров одеть тёплые вещи и застегнуть привязные ремни. Мотырева Л.Е заняла место в средине пассажирского салона. Бобровских Н.П. после контроля салона прошла на кухню с кислородными баллонами, но занять кресло и пристегнуть привязные ремни к моменту приземления не успела.  

За Екатеринбургом, в районе Первоуральска стала просматриваться земля. За 8минут экипаж выполнил экстренное снижение. Весь экипаж был сконцентрирован, собран, каждый чётко понимал и выполнял свою роль, контролировал и поддерживал друг друга. Это был настоящий Экипаж с большой буквы! Особенно сильным было звено КВС – второй пилот. КВС Дунаев В.Е. до переучивания на самолёт Ту-134А много лет пролетал на самолёте Ан-2 на авиахимработах, был отличным командиром звена, воспитал и обучил десятки пилотов очень высокого уровня. Имел допуск и огромный опыт полетов на площадки, подобранные с воздуха. Второй пилот Слепцов А.В. был кандидатом на ввод в строй командиром самолёта. По своей подготовке, интеллектуальному уровню, дисциплинированности, принципиальности он давно был достоин стать командиром корабля, вопрос заключался только в отсутствии вакансии.

Дунаев В.Е. выполнил заход на поле, который мог выполнить только он с его мастерством, хладнокровием и огромным опытом полётов на авиахимработах. Заход осуществлялся без показаний приборов, в условиях ограниченной видимости и низовой метели. Поэтому Дунаев В.Е. построил заход на посадку через город как хорошо просматриваемый ориентир. Снижение выполнялось по очень крутой глиссаде, так как на окраине города вдоль дороги стояли многолетние деревья высотой около 30 метров. Приземление самолёта было выполнено практически без выдерживания и с минимальной перегрузкой для этих условий. Это было необходимо сделать из-за ограниченных размеров поля. Дунаев В.Е. за считаные секунды, в лесистой местности выбрал площадку, оценил условия приземления и безукоризненно выполнил посадку. Но случилось то, чего невозможно было предвидеть и обнаружить визуально.

Выбранное поле было оборудовано системой полива, которая была скрыта высоким снежным покровом. На большой скорости произошло столкновение с этой системой. Была срезана правая половина крыла, подъёмная сила второй половины перевернула и начала вращение самолёта, изменила траекторию движения. В перевёрнутом положении самолёт стремительно продолжил скольжение, но не в чистое поле, а в балку, поросшую лесом. Это стало причиной столь трагических последствий для экипажа и пассажиров. И всё-таки 40 человек пассажиров из 64, бортмеханик Лукьянов А.Н. и бортпроводник Бобровских Н.П. остались живы благодаря высочайшему мастерству, мужеству, хладнокровию лётного экипажа и смогли рассказать о последних минутах этого полёта. Температура у земли была -24 градуса, ветер 18 м/с, высота снежного покрова 1м.

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

Наибольшие травмы получили пассажиры, находившиеся с правой стороны салона у иллюминаторов. Именно там и заняла место Мотырева Л.Н., чтобы оказать помощь пострадавшим после приземления. Бобровских Н.П. при столкновении по инерции отбросило в пилотскую кабину и при вращении самолёта она получила серьёзные травмы головы. Тем не менее после остановки самолёта пыталась оказывать помощь пассажирам пока не потеряла сознание.

Оставшиеся в живых и не получившие серьёзных травм четверо мужчин помогали эвакуироваться пострадавшим пассажирам.

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

В тот период в силу ряда исторических причин подвиг экипажа КВС Дунаева В.Е. не получил публичной и объективной оценки. Во-первых, все расследования проходили под грифом "Секретно". Во-вторых, этот случай возгорания ЦРП был седьмым и после этого были внесены ограничения по загрузке заднего багажника. В-третьих, самолёт Ту-134А был самым массовым, а остановка его эксплуатации грозила коллапсом воздушных перевозок. Но самое главное – наступал период смены политического и экономического строя страны и было не до таких "мелочей".

Катастрофа ТУ-134 под Первоуральском 13 января 1990 года

Прошло 30 лет с той трагической посадки, но ежегодно 13 января и в последнюю субботу сентября коллеги по лётной работе, друзья и родственники приходят к мемориалу героического Экипажа почтить память погибших, вспомнить об их подвиге. Но живых свидетелей остаётся всё меньше и меньше, а утрата памяти и объективной оценки подвига как вырванный кусочек из истории страны. Назвать героев героями, а подвиг подвигом – это заживить рану в истории страны и в душах родственников, друзей и коллег. Для этого необходимо отдать дань их подвигу и наградить членов экипажа правительственными наградами, которые они заслужили своим мастерством, мужеством и своей жизнью. Это будет мудро и справедливо.

Все члены экипажа, погибшие и оставшиеся в живых, достойны награждения Орденами Мужества.

Командир

КВС Дунаев Владимир Евгеньевич начал лётную работу в 1960 г. Настойчивый, пытливый, выдержанный, постоянно работающий над собой впитывал и развивал всё лучшее что видел у своих командиров. Со временем и сам стал одним из лучших пилотов. Доброжелательный и терпеливый передавал секреты мастерства вторым пилотам и командирам самолетов. В коллективе его авторитет был очень высоким, при этом не было ни тени величия и зазнайства. Охотно воспринимал знания и опыт не зависимо от кого они исходили. Спокойно воспринимал замечания и до мельчайших подробностей разбирал собственные ошибки. Его всегда отличала высокая степень надёжности как профессионала и человека. Простотой, доступностью, доброжелательностью он притягивал людей и все с желанием работали в его экипаже. В последнем полёте ярко сказались все его лучшие качества профессионала, мужественного и опытного человека, умеющего сплотить экипаж в самой экстремальной ситуации. На эшелоне выключить двигатели, экстренно выполнить снижение, найти площадку для посадки в лесистой местности, точно попасть на неё и на последнем этапе лавируя уйти от столкновения с заводскими трубами – это настоящий подвиг. 

Обращение заслуженных пилотов России к губернатору Волгоградской области Бочарову

        Уважаемый Андрей Иванович, обращается к Вам группа пилотов немало повидавших и переживших на своём веку, каждому из нас присвоено почётное звание Заслуженный пилот СССР или России, награждены правительственными наградами.

         Мы ознакомились с инициативой Волгоградских ветеранов гражданской авиации, обстоятельствами катастрофы с самолётом Ту-134А 13 января 1990 года, решениями и действиями экипажа. Уверены, что Вы также знакомы с обстоятельствами той беды и инициативой Волгоградских авиаторов. Управлять горящим самолетом при экстренном снижении с высоты 10600 метров, при этом произвольно срабатывает сигнализация о пожаре двигателей, отказывают пилотажные приборы, пассажиры задыхаются от дыма – это надо иметь недюжную силу воли и мастерство!

С каждой минутой ситуация становилась всё сложнее и сложнее. Чего только стоит решение о посадке вне аэродрома! Оно было абсолютно обоснованным и блестяще выполненным. Маневрируя между заводских труб по крутой глиссаде командир корабля находит в лесистой местности поле на окраине города и сажает самолёт. Все члены экипажа работают как единая команда и нацелены на спасение пассажиров. Дорогого стоит выдержка и выучка бортпроводников! За 8 минут они не допустили паники в задымлённом салоне, всех пассажиров предупредили, одели, пристегнули. Одна заняла место в салоне около аварийного выхода, вторая с кислородными баллонами перед посадкой стремилась занять место около основного выхода, но не успела.

         Действия экипажа в той аварийной посадке – это настоящий подвиг! И Сталинградская земля не оскудела героями.

         Не ради славы, а ради исторической справедливости и популяризации настоящего мастерства и мужества ради спасения жизни пассажиров мы поддерживаем инициативу наших Волгоградских коллег. Надеемся на Ваше понимание и поддержку. Заранее благодарны и признательны.

Репортаж о выжившем бортмеханике того рейса, Александре Лукьянове, снятый два года назад.


comments powered by Disqus
Общество
В июне именами летчиков-испытателей КАПО им. Горбунова названы улицы в Казани
ФОТО: кадр из фильма "Небо со мной" © к/с "Мосфильм", 1974 год 18 июня 2020 года было принято решение назвать 9 новых улиц столицы РТ именами знамени...
Мэр Лихачев ликвидировал Волгоградгорсвет
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, соответствующее постановление он подписал в конце июня...
В Волгоградской области продолжается обработка сельхозугодий от саранчи
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Уже 95% территорий, где были обнаружены саранчовые вредители, обработаны специальными средствами — ...
В Волгограде возобновляется работа общественного транспорта в полном объеме
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, спецмаршруты отменяются. На рейсы выходят все виды транспорта. Ожидаем...
Политика
Воронежский авиазавод обеспечат заказами на самолёты Ил-96
ФОТО: Ил-96-400М. © / Объединенная авиастроительная корпорация Воронежский авиазавод обеспечат заказами на производство пассажирского лайнера Ил-96...
Двигатели Кузнецова: опережая время
ФОТО: Ту-160 с двигателями НК-32. Фото: Дмитрий Терехов / wikimedia.org 23 июня исполнилось 109 лет со дня рождения легендарного конструктора Никол...
The Christian Science Monitor (США): почему Россия так одержима Второй мировой войной?
ФОТО: © РИА Новости, Алексей Никольский Фред Вир (Fred Weir) Годовщина победы СССР над нацистской Германией в России — праздник особый. Поэтому...
Институт Жуковского приступил к разработке концепции и программы создания сверхзвукового гражданского самолета
ФОТО: @ ФГУП «ЦАГИ» Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" приступил к разработке концепции и комплексной целевой прог...
Армия
Cистема десантирования с больших высот проходит государственные испытания
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» В России разработана система десантирования с больших высот, она проходит государственные испытания. Об этом «Звезде» ра...
Президент ОСК Алексей Рахманов - Если родина прикажет, мы и авианосец построим
Модель авианосца разработки КГНЦ © Николай Новичков/ТАСС Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обладает всеми технологиями для постройки н...
Десантники-танкисты поразили 150 бронированных целей «противника» на полигоне в Краснодарском крае - видео
© Фото: ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» Практические стрельбы велись из вооружения танков Т-72Б3 штатными боевыми снарядами, а также из крупнокалиберного 12,7-м...
Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А оснастят комплексами РЭБ - основу комплекса составляет станция активных помех
Фото "Авиастар СП" Военные самолеты Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А оснастят комплексами радиоэлектронной борьбы, позволяющими защитить самолеты от попада...
Спорт
«Ротор» составил предварительную смету расходов на следующий сезон в котором команда будет играть в РПЛ
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, общие расходы «Ротора» превысят 1,7 млрд рублей. Из н...


Промышленность
Воронежский авиазавод обеспечат заказами на самолёты Ил-96
ФОТО: Ил-96-400М. © / Объединенная авиастроительная корпорация Воронежский авиазавод обеспечат заказами на производство пассажирского лайнера Ил-96...
Двигатели Кузнецова: опережая время
ФОТО: Ту-160 с двигателями НК-32. Фото: Дмитрий Терехов / wikimedia.org 23 июня исполнилось 109 лет со дня рождения легендарного конструктора Никол...
Институт Жуковского приступил к разработке концепции и программы создания сверхзвукового гражданского самолета
ФОТО: @ ФГУП «ЦАГИ» Национальный исследовательский центр "Институт им. Н.Е. Жуковского" приступил к разработке концепции и комплексной целевой прог...
"Иркут" испытал МС-21 в полёте с одним работающим двигателем
ФОТО: © КОРПОРАЦИЯ «ИРКУТ» Новейший российский среднемагистральный лайнер МС-21 в ходе тестов практически вышел на заданные параметры, сообщил в ин...
Экономика
Индия купит у России истребители на два миллиарда долларов
Фото: Сергей Мамонтов/ РИА Новости www.ria.ru Министерство обороны Индии одобрил покупку 33 российских истребителей: 21 Миг-29 и 12 Су-30МКИ. Решен...
50 конструкций для вышек сотовой связи изготовит Волгоградский завод буровой техники
ФОТО: © Официальный портал Волгоградской области Предприятие после возобновления производства планомерно расширяет деятельность, формирует портфел...
Передача Ил-96-400М на летные испытания запланирована на конец текущего года - кадры из цеха ВАСО
ФОТО: © ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА» В цехе окончательной сборки ПАО «ВАСО», входит в Дивизион транспортной авиации ПАО «ОАК» (в составе госкорпорации «Росте...
Московский институт разработал уникальный комплекс для испытания авиатехники
ФОТО: © Сергей Бобылев/ТАСС Московский исследовательский институт разработал уникальный комплекс для испытания авиационной техники в условиях, максим...
Транспорт
В Волгограде возобновляется работа общественного транспорта в полном объеме
ФОТО: © ВК34 "В Контексте" Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, спецмаршруты отменяются. На рейсы выходят все виды транспорта. Ожидаем...
Волгоградцы возмущены поднятием цен в городских маршрутках
ФОТО: Информационное агентство «В контексте» Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, после выхода с режима самоограничения, некоторые подняли с...
Роспотребнадзор Волгоградской области призвал местные власти перейти на электротранспорт и запретить грузовикам передвигаться по областному центру
ФОТО: volgadmin.ru Как передает телеграм-канал “Сталингумрак”, предлагает также вернуться к озеленению деревьями вдоль дорог. Причина проста - экол...
На базе Red Wings создадут авиакомпанию, которая будет использовать отечественные самолёты
ФОТО: © Дмитрий Феоктистов/ТАСС Авиакомпанию, которая будет использовать отечественные самолёты, создадут на базе Red Wings, которая входит в струк...
Сельское хозяйство
В Волгоградской области продолжается обработка сельхозугодий от саранчи
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области Уже 95% территорий, где были обнаружены саранчовые вредители, обработаны специальными средствами — ...
16 тысяч гектаров неиспользуемой земли введено в оборот с начала 2020 года в Волгоградской области
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области До конца года этот показатель предстоит увеличить до 35 тысяч гектаров. Такие данные озвучены замес...
Посевная кампания в волгоградском регионе - на финишной прямой
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области На 100% план сева зерновых уже выполнен в Дубовском, Иловлинском, Октябрьском и некоторых других ра...
Волгоградские аграрии уже посеяли порядка 300 тысяч яровых зерновых культур и более 200 гектаров технических
ФОТО: Официальный портал Волгоградской области По информации комитета сельского хозяйства Волгоградской области, на сегодняшний день в регионе посе...