18 августа в СССР праздновали День авиации

18.08.2017  |  06:26
9
18 августа в СССР праздновали День авиации

12 августа 1912 года последний русский царь повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. А через два десятка лет «вождь всех народов» установил в Советском Союзе традицию праздновать День воздушного флота СССР, начиная с 18 августа 1933 года.

Президиум Верховного Совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот профессиональный праздник (только уже не СССР, а России) ежегодно в третье воскресенье августа. День Аэрофлота, с 1979 по 1988 год отмечавшийся во второе воскресенье февраля, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» был объединен с Днем воздушного флота СССР.

18 августа фото

Первое празднование Дня Воздушного флота прошло на высоком организационном уровне. На аэродроме и вблизи него собрались москвичи, гости столицы, представители зарубежных государств. В ходе праздника были показаны образцы советской авиационной техники, мастерство и мужество авиаторов. На воздушном параде присутствовали члены Советского правительства и Центрального комитета ВКП(б) во главе с И.В. Сталиным.

С этого дня 18 августа стал всенародным праздником, однако, несмотря на то, что был объявлен День «всего» Воздушного флота, то есть всей авиации СССР, включая авиацию ВМФ, ГВФ, Осоавиахима и др., Военно-воздушные силы РККА и по численности, и по многообразию решавшихся задач играли в этом празднике ведущую роль.

18 августа фото

По мере же роста значения других составляющих Воздушного флота СССР появились День Гражданской авиации СССР (9 февраля), День авиации ВМФ и др.

Логично было бы предположить, что и Военно-воздушные силы, призванные решать боевые задачи на сухопутных, а также морских театрах войны (дальняя авиация), захотят иметь именно «свой» День.

Отвечая на просьбы военных авиаторов, Президент РФ своим указом от 29 августа 1997 года за № 949 объявил дату 12 августа Днём Военно-воздушных сил Вооружённых сил Российской Федерации.

Официально День Воздушного Флота СССР был установлен на 18 августа вплоть до 1980 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года.

18 августа фото

В дальнейшем, в Домодедово проводились воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники. Последний — 9 июля 1967 г. в честь 50-летия Октябрьской Революции.

А, 21 августа 1977 году в Тушино состоялся авиационно-спортивный праздник спортсменов ДОСААФ СССР, посвящённый шестидесятилетию Великого Октября.
В 70-е и 80-е годы центральные авиапарады не проводились, ограничивались торжественными мероприятиями (собраниями).

Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других городах авиационной принадлежности.

18 августа фото

Начиная с 1955 года и по 1991 год празднование Дня Воздушного Флота СССР открывалось торжественными заседаниями проводимыми руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДОСААФ.

Если воздушные парады проводились не регулярно и не каждый год, торжественные заседания, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились ежегодно и приурачивались именно к 18 августа или в ближайшую пятницу.

Первое торжественное заседание состоялось в 1955 году в зелёном театре Парка им. Горького (участвовал Г.К.Жуков), а последнее состоялось 16 августа 1991 г. в Концертном зале им. Чайковского (участвовали почти все члены будущего ГКЧП).

Все торжественные Собрания представителей трудящихся г. Москвы и воинов столичного гарнизона, посвященные Дню Воздушного Флота СССР —  так официально назывались эти мероприятия, на которых мне довелось присутствовать (с 1981 г. по 1991 г.), проводились по одному сценарию.

Проводились они в пятницу (ближайшую к Дню Авиации) поочерёдно в Центральном театре Советской Армии, Колонном зале Дома союзов и в Концертном зале им. Чайковского.

18 августа фото

Официальная часть отрывалась весьма представительным президиумом из числа руководителей ВВС и авиационных отраслей, генеральных и главных конструкторов авиатехники, спортсменов-чемпионов авиаторов, космонавтов СССР.

С основным докладом выступал как правило Главком ВВС, иногда Министры авиационной промышленности и гражданской авиации. Потом выступали передовики производства из авиапрома и чемпионы, рекордсмены авиаспорта. Официальная часть длилась около 1,5 часов.

Потом часовой перерыв, во время которого можно было закусить и немного выпить за накрытыми в фойе столами. Играл военный духовой оркестр (с обязательным «Маршем авиаторов»), желающие могли потанцевать.

Завершал это торжественное собрание Большой праздничный концерт с участием наиболее популярных и известных артистов, певцов и танцоров.

Запомнилось выступление знаменитого киноактера Н.А. Крючкова, который вместе с военным ансамблем исполнил знаменитые песни из кинофильма «Небесный тихоход».

Иногда проводилась видеосъёмка этого концерта и тогда в воскресенье запись концерта, посвящённого Дню Авиации показывали по Центральному телевидению.

18 августа фото

Проведение торжественных заседаний к Дню Воздушного Флота СССР продолжалось до августа 1991 года. Это заседание 16 августа мне особенно запомнилось не только потому, что для меня оно было последним, а скорее всего по эпизоду, когда в самом начале заседания в президиум тихо прошли несколько человек, в которых все с удивлением узнали самых первых лиц из руководства Страны (кроме Горбачева).

Это были: Г.И. Янаев (вице-президент СССР), Д.Т. Язов (Министр обороны), О.Д. Бакланов (зам.пред. Совета Обороны),
Б.К. Пуго (Министр внутренних дел). Никогда до этого, такие высокие руководители не посещали торжественные заседания, посвящённые Дню Авиации.

Никто из них не выступил. Они ушли раньше других, также тихо, как и появились.  Для нас всех это было загадкой.

18 августа фото

И только в понедельник 19 августа мы все узнали, что эти самые руководители СССР, присутствовавшие на праздновании Дня Авиации в Зале им. Чайковского, образовали ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) и предприняли неудавшуюся попытку спасти СССР и КПСС от надвигавшегося разрушения.

4. ПРАЗДНИКИ АВИАТОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 1992 года

Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. N 3564-1 был установлен  праздник День Воздушного Флота России (третье воскресенье августа).  В 1992 году День Воздушного Флота официально вообще не праздновался.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 № 949 был впервые  установлен праздник День Военно-воздушных сил России — 12 августа (празднуется в День Воздушного Флота). Этот новый праздник "привязали" к событию 1912 года, когда приказом Военного ведомства (Военного министерства России) от 12 августа вводился в действие штат (штатное расписание) воздухоплавательной части (подразделения) Главного управления Генерального штаба.

18 августа фото

С 1997 года эту дату (12 августа) стали считать днём создания военной авиации в России. Впервые, обоснование даты празднования Дня Военно-воздушных сил России опубликовано в журнале "Авиация и космонавтика" № 6 1996 года.

Речь идёт о приказе № 397, подписанном временно Управляющим Военным МинистерствомИнженер-генералом А.П. Вернандером 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года
по которому, согласно "повелению" Николая II от 22 ноября 1911 года (5 декабря по н/ст),все вопросы воздухоплавания в армиисосредотачивались в главном управлении Генерального штаба (ГШ) и утверждается штат (штатное расписание, т.е. оклады и численность чиновников) воздухоплавательной части (подразделения) управления Генштаба.Это подразделение Генштаба возглавил генерал-майор генерального штаба М.И. Шишкевич(с годовым окладом жалования, по этому штатному расписанию, 2605 руб. 28 коп.)

Однако, уже в декабре 1913 г. (приказом Военного министра от 20.12.1913 № 666) этавоздухоплавательная часть (подразделение) управления Генштаба была расформирована,а её функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательномуотделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации боевой подготовки — в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба.

Да и сам пиказ № 397 от 12.08.1912 военные чиновники выпустили только через полгодапосле соответствующего повеления Николая II 5 декабря 1911 года (по новому стилю). Поэтому, «привязка» Дня Военно-воздушных сил к дате 12 августа 1912 г. — как дате основания Военно-воздушных сил России, является малоубедительной, скорее уж надо рассмотреть дату"повеления" царя — 22 ноября 1911 года (5 декабря) или дату "высочайшего утверждения" — 9 июля 1912 года (22 июля) (см. копию приказа № 397).

На мой взгляд, за дату создания Военно-воздушных сил России надо принять дату 24 июня1913 года (7 июля по н/ст), когда Николай II присвоил офицерам, имеющим звание военного лётчика право ношения отличительного знака, согласно прилагаемого рисунка и описания  (Приказ Военного ведомства от 3 июля 1913 года № 417).

Существует и другая дата зарождения военно-воздушных сил России — 6 февраля (19 февраля но новому стилю) 1910 года, когда Николай II "соизволил одобрить" работу Особого комитета по усилению военного флота" вел.князя Александра Михайловича ("Родная газета" № 3(276), 16 февраля 2010 г.) (http://www.rodgaz.ru).

После 1991 года появилось множество "отраслевых" праздников авиации, увязанных с историческими датами, указанными
в скобках: Командующий ВМФ назначает праздник — День авиации ВМФ (4 июля 1916 года), Командующий Сухопутными войсками -
День армейской авиации (28 октября 1948 года), появляется День дальней авиации (23 декабря 1913 года) ,
затем День военно-транспортной авиации (1 июня 1911 года).

А вот у гражданской авиации возникли сразу два праздника в году: — 9 февраля (1923 год) и 7 декабря (1996 год).

Новые праздники авиации создавались в большой спешке, поэтому возникло много путаницы в датах.

Например, День Авиации ВМФ надо праздновать 4 июля (а не 17-го) т.к. событие к которому пытались привязать новый праздник, хорошо известно и датируется 21 июня 1916 г. по старому стилю или 4-го по новому  (победа в воздушном бою четырёх русских гидросамолётов М-9 над четырьмя немецкими у мыса Рагоцем в Рижском заливе (http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/41.html).

На мой взгляд, все решения последних двадцати лет по авиационным праздникам являются политическими и имеют целью дальнейшую десоветизацию российского общества (вспомним малоубедительный праздник 4-го ноября).

Какого-либо серьёзного исторического обоснования эти новые праздники не имеют.

Необходимо отметить, что во всех последних Указах и Постановлениях о новых авиационных праздниках Российской Федерации отсутствует какое-либо упоминание о создателях авиационной техники, учёных, конструкторах и испытателях — работниках авиационной промышленности.

Это косвенно говорит о том, что, в современной России, авиационная промышленность, как отрасль народного хозяйства, к сожалению, не имеет места. Openstat Этот очерк я начал готовить ещё в апреле 2011 года, когда с удивлением узнал, что даже в среде продвинутых любителей авиации существуют разночтения и путаница в истории и датах современных праздников авиации и праздников авиации СССР.

Постановление Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. №3564-1 (вед. СНД и ВС РФ, 22.10.1992, №42)  Указ Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 (собр.зак.РФ, 01.09.1997, №35) Первый авиационный праздник, посвящённый Дню Воздушного Флота СССР, состоялся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе 18 августа 1933 года (на терр. Ходынского поля).

В Ленинграде 18 августа 1933 года из-за плохой погоды состоялся только парад частей ВВС РККА на Комендантском аэродроме.
Надо отметить, что начиная с 1935 года авиапарады, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино, в выходные дни, т.е. не были жёстко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.

ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ПРАЗДНИК В ТУШИНО

12 июля 1935 года руководители партии и правительства СССР посетили Центральный аэроклуб им. А.В. Косарева, основанный в марте 1935 года в Тушино.

В связи с этим событием на Тушинском аэродроме, впервые состоялся воздушный праздник, организованный силами спортсменов Центрального аэроклуба.

Это была своего рода репетиция авиапарада 18 августа 1935 года, посвящённого Дню Воздушного Флота.

Этот воздушный праздник подробно описал в своей книге "Цель жизни" Генеральный конструктор самолётов А.С. Яковлев.

Девочка в фильме, рядом со Сталиным, впоследствии стала известной артисткой — О.А.Аросева (1925-2013).


comments powered by Disqus
Общество
Выбираем входную дверь: на какие нюансы обратить внимание?
Какой должна быть входная дверь? Вопрос сложный и без помощи специалистов никаким образом не справится. Входная дверь 80 на 200 должна быть прочной, в...
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Военнослужащие 15 армии ВКС особого назначения успешно выполнили нормативы по физической подготовке
В управлении 15 армии Воздушно-космических сил особого назначения завершилась контрольная проверка физической подготовленности военнослужащих по итога...
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.