100 лет назад родился летчик Иван Кожедуб

09.06.2020  |  09:25
2
100 лет назад родился летчик Иван Кожедуб
Иван Кожедуб у именного самолета, построенного на средства В.В. Конева. Фото: Иван Шагин / РИА Новости
Столетие со дня рождения прославленного советского летчика трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, которое отмечаем сегодня, 8 июня 2020 года, вновь подняло волну споров о том, кто на самом деле одержал большее число воздушных побед в годы Второй мировой войны. Мы в эту полемику втягиваться не будем, но отметим важное для нашей темы обстоятельство.

В отличие от другого советского аса Александра Ивановича Покрышкина, который первым получил три Золотые Звезды за сбитые вражеские самолеты, Иван Никитович Кожедуб - в начале войны сержант, а потом лейтенант, капитан - все воздушные бои и боевые вылеты провел на самолетах отечественного производства. Сначала это был Ла-5ФН - одномоторный одноместный истребитель, созданный под руководством конструктора С.А. Лавочкина в ОКБ-21 в Горьком (ныне - Нижний Новгород). А летом 44-го, уже будучи Героем Советского Союза, Иван Кожедуб получил назначение в 176-й гвардейский истребительный авиационный полк, наскоро переучился и стал воевать на модернизированном, более скоростном и маневренном Ла-7 того же горьковского КБ.

Легенда и кумир большинства советских летчиков-истребителей военной поры Александр Покрышкин свои первые бои провел на МиГ-3, потом его полк осваивал истребители Як-1, а с осени 42-го и до конца войны на вооружении полка были американские самолеты "P-39N Аэрокобра", поставленные в СССР по ленд-лизу с территории Ирана.

Старший лейтенант Александр Покрышкин встретил войну в должности замкомандира эскадрильи на Южном фронте. И уже 26 июня 1941 года одержал свою первую победу - сбил вражеский истребитель. А Иван Кожедуб, он на семь лет младше Покрышкина, в январе 41-го закончил Чугуевское авиационное училище, но вместо ожидаемых лейтенантских кубарей на петлицы получил лишь звание сержанта. Такой приказ под №0362 буквально накануне, 22 декабря 1940 года, выпустил нарком обороны СССР: выпускникам авиаучилищ присваивать не офицерское звание, а только звание сержанта.

Весь 41-й год и большую половину следующего сержанта Кожедуба держали в Чугуевском училище инструктором, и только осенью 42-го удовлетворили его рапорт об отправке в действующую армию. В 240-й истребительный авиаполк он попал, когда остатки его после тяжелых боев в районе Сталинграда были выведены на переформирование. К этому времени сержант Кожедуб имел около 500 часов налета, в том числе полсотни часов на истребителях И-16 и Ла-5. Для того времени это был очень высокий показатель - прибывающие из авиаучилищ выпускники не имели и пятой части таких навыков.

Однако сравнительно большой инструкторский налет обернулся для Кожедуба личным фиаско в первом же воздушном бою и едва не стоил ему жизни. До своего аэродрома на подбитой машине он дотянул, но перед командованием и "молодежью" было стыдно. Тем более что перед этим он узнал, что одному из его лучших курсантов - Вячеславу Башкирову - уже присвоено звание Героя Советского Союза…

Свою первую воздушную победу Иван Кожедуб одержал на Ла-3 во время Курской битвы - 6 июля 1943 года. Это был его 32-й боевой вылет и первый лично сбитый Ju-87 - пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-87". Отточенная еще в училище техника пилотирования в конечном счете взяла свое. И дальше счет побед - личных и групповых - стал нарастать. В августе 43-го его назначили командиром эскадрильи, а перед этим присвоили звание лейтенанта.

Первой боевой наградой стал орден Красного Знамени - представление "за три сбитых" командир полка сделал 10 июля, а уже 22-го вышел приказ.

30 сентября того же 43-го - второй орден Красного Знамени: "за отличное прикрытие своих войск на передовой линии фронта и за лично сбитые 4 самолета противника (Ю-87 - 2 с-та и Ме-109 - 2 самолета)".

К званию Героя Советского Союза комэск Иван Кожедуб был представлен по итогам боевых действий, связанных с форсированием Днепра. Командование люфтваффе имело приказ во что бы то ни стало помешать действиям Красной армии, атаки с воздуха на переправы следовали одна за другой. В этих ожесточенных схватках, с 30 сентября по 12 октября 1943 года, раскрылся талант воздушного бойца, и удача была на стороне Кожедуба: сбито 14 самолетов противника.

На том представлении к званию Героя (составлено 10 октября 1943 года и подписано командиром 240 иап майором Подорожным) много подписей и согласований.

А на третьей странице сделана от руки приписка: "Лично сбил 13 бомбардировщиков и 13 истребителей. Основание: телеграмма н-ка ОК 5 ВА от 13.11.43 г.". И чуть ниже, на той же стороне листа - синий штамп: "Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4.02.1944 г."

Весной 1944 года, когда воздушные бои велись уже за пределами СССР, Иван Кожедуб был откомандирован в тыл с особой миссией - лично принять именной истребитель Ла-5ФН имени Героя Советского Союза подполковника Николая Конева. Он был построен для фронта на личные средства колхозника Василия Викторовича Конева в память о его погибшем сыне-герое и передан действующему летчику-герою.

До конца войны, как уже сказано, Кожедуб сражался с врагом на самолетах советского производства Ла-5 и Ла-7. Российский историк Алексей Исаев, который подготовил к 100-летию героя его актуализированную биографию (опубликована сегодня на ленте ТАСС), приводит собственные слова летчика о других известных марках - в частности, об истребителе "P-39N Аэрокобра", на котором воевал Покрышкин.

Самолет Ла-7 И.Н. Кожедуба в музее ВВС в Монино. Фото: Alan Wilson from Stilton, Peterborough, Cambs, UK / wikimedia.org

"Что "кобра"? Она как трамвай - хорошо тянет, просторно, удобно. А "лавочкин", тот как жеребец!" Это яркое, образное высказывание показывает, что на стороне Ла-5 и Ла-7 были динамические характеристики. Которые искупали худшую, как сейчас бы сказали, эргономику советских самолетов и высокую температуру в кабине "лавочкиных" ввиду особенностей системы охлаждения двигателя и масла. Кроме того, приверженность к определенному типу самолетов это - сугубо индивидуальное пристрастие летчика", - заключает историк.

Боевых награждений (не наград, а именно награждений) периода Великой Отечественной войны у Ивана Кожедуба - семь: четыре раза его представили (и наградили) орденами Красного Знамени и трижды удостоили звания Герой Советского Союза.

При этом четвертый орден Красного Знамени (№4108) он получил уже после победы - по приказу от 29 июня 1945 года.

И звание трижды Герой Советского Союза с вручением третьей медали "Золотая Звезда" было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года - почти месяц спустя после Парада Победы на Красной площади в Москве.

Но обе эти награды, что особо хочу подчеркнуть, пришли к летчику не по совокупности военных заслуг, а за вполне конкретные дела - боевые вылеты, совершенные с конца 44-го по май 45-го, и одержанные в воздухе победы.

 

comments powered by Disqus
Общество
Современные методы лечения гепатита C
Гепатит C - это вирусное заболевание, вызываемое вирусом гепатита C (HCV). Он передается через кровь и может привести к хроническому воспалению печени...
Авиация Минобороны доставила более 90 тонн гумпомощи в Оренбуржье
Фото: © РИА Новости/Министерство обороны РФ Самолёты российской военно-транспортной авиации доставили более 90 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую...
Как защитить войска на линии фронта и гражданские объекты в тылу от ударных дронов
Дрон-перехватчик «Волк-18» / Фото: © пресс-служба концерна ВКО «Алмаз-Антей» Беспилотные воздушные суда (БВС, БПЛА) из-за их особенностей и возможн...
Мог ли «аэропракт-камикадзе» лететь без пилота и могли ли его запустить с территории Украины?
И что вообще с этим делать? Сегодняшний теракт, осуществлённый киевским режимом, вызвал целую бурю обсуждений вплоть до того, что борт мог взлететь ил...
Политика
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
TNI: модернизированный Ту-160М2 станет новым словом в стратегии российских вооруженных сил
Модернизация направлена на внедрение новейших систем радиоэлектронной борьбы и радиооборудования нового поколения. Несущий службу с 1987 года Ту-160 —...
Ростех: натовские F-16 не станут проблемой для ВКС РФ
Истребители ВКС РФ смогут одолеть натовские F-16 в условиях воздушного боя, сказал первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Вл...
Армия
20 апреля 1981 года впервые поднялся в воздух опытный экземпляр Су-27 в окончательном варианте компоновки
20 апреля 1981 года летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин впервые поднял в воздух прототип истребителя Т10-7 (Т-10С-1). Т10-7 - первый опытный...
Asharq News: Российские ВКС имеют богатый арсенал - отдельное внимание стратегическим бомбардировщикам
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС Ту-95МС – турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный российским авиационно-космическим и оборонным предприя...
МиГ-31И смогут осуществлять дозаправку топливом в воздухе
Ранее на МиГ-31И стояло специальное оборудование, но из-за особенностей конструкции самолета-носителя дозаправка в воздухе не выполнялась, а экипажи н...
MP: российские ракеты Х-69 подтвердили бессилие украинской ПВО
Для атаки на Трипольскую ТЭС под Киевом российские силы применили новые малозаметные крылатые ракеты Х-69, пишет MP. Это позволило им полностью уничто...
Спорт
Аренда спортзала в Москве
«Спорт не воспитывает характер, а выявляет его» — эта фраза отлично описывает тот процесс, который каждый день происходит внутри тренажерного зала Pla...


Промышленность
Ил-114-300 получил цифровую тормозную систему
Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ из Новосибирска в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для российского пассажирского самолёта Ил-114-300 ...
Новый многоцелевой самолет «Альфа-КМ» представили в Дагестане
Дагестанский завод АО «Концерн КЭМЗ» официально представил новый многоцелевой двухдвигательный четырехместный самолет «Альфа-КМ». В торжественном м...
В Иркутске началась стыковка частей фюзеляжа десятого серийного самолёта МС-21
Фото: © ТГ-канал «Заметки авиастроителей» На Иркутском авиазаводе началась операция стыковки переднего полуфюзеля и отсека Ф3 десятого серийного комп...
Видео: Фюзеляж очередного серийного самолета Ил-96
Фюзеляж и консоли крыла очередного серийного самолета Ил-96 доставлены в цех окончательной сборки филиала ПАО «Ил»-ВАСО. Таким образом, коллективы це...
Экономика
Завершена подготовка первой группы специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14
Авиационный учебный центр РАТА завершил подготовку первой группы из 22 специалистов по техобслуживанию МС-21 с двигателями ПД-14 Разработка учебной...
Сравнение методов маршрутизации в IPv4: статическая vs динамическая
Методы маршрутизации являются ключевым аспектом функционирования сетей IPv4, определяя, как маршрутизаторы принимают решения о передаче пакетов данных...
Где купить велосипед
Компания Pro-Bike более 12 лет поставляет и продает в России велосипеды и все необходимое к ним. Главными нашими преимуществами являются огромный о...
Прием черного лома в Санкт-Петербурге
В современной экономике утилизация и переработка отходов играют важную роль в сохранении природных ресурсов и сокращении негативного воздействия на ок...
Транспорт
SmartTravel
Мы работаем по принципу одного окна, когда билеты на все виды транспорта доступны в одной системе. Жд билеты, авиабилеты, билеты на автобус, аэроэкспр...
МС-21 ПОЙДЕТ В СЕРИЮ В 2024 ГОДУ
Российский пассажирский самолет МС-21 будет сертифицирован и поступит в серийное производство к концу 2024 года, сообщил генеральный директор Ростеха ...
Ростех передал первый комплект полностью российской авионики для кабины лайнера МС-21
«Концерн Радиоэлектронные технологии» Госкорпорации Ростех отгрузил заказчику первый комплект полностью российской авионики для кабины импортозамещенн...
Сельское хозяйство

Записей не найдено.